СюжетыСпорт

Филя – чемпион!

Знаменитый вратарь «Спартака» Александр Филимонов вернулся на первые полосы газет

Этот материал вышел в номере № 88 от 12 августа 2011 года
Читать
Знаменитый вратарь «Спартака» Александр Филимонов вернулся на первые полосы газет

Если бы он появился в гандбольных или ватерпольных воротах, это бы меня меньше удивило. Но Александр Филимонов оказался в воротах сборной России по пляжному футболу, вышел на поле в главном матче недавнего московского суперфинала Евролиги против швейцарцев при счете 0:3, пропустил всего один мяч, вдохновил партнеров на подвиги и стал в итоге чемпионом Европы. Если учесть, что на песке экс-вратарь национальной сборной России и «Спартака» первый матч сыграл в конце июня этого года, то можно удивиться еще больше. Может, Саня всю жизнь не тем занимался? Может, судьба в 37 лет ему вернула все, что отняла?

А занимался он тем, к чему был призван, — лучше вратаря в конце столетия в России не было, что подтвердили приз «Огонька» за 1998 год, шесть чемпионских званий со «Спартаком» и непререкаемое место первого номера в сборной. Но эпической фигурой он стал не потому, что многого добился, а потому, что все потерял в одну минуту. Так редко, но случается.

После 9 октября 1999-го о нем стали говорить: «тот самый, который…». Который за три минуты до окончания решающего отборочного матча Евро-2000 с Украиной после выполненного Андреем Шевченко штрафного, по сути, забросил мяч в свои ворота и лишил россиян возможности побороться за путевку в стыковых матчах (Украина, кстати, ничего хорошего из той ничьей не извлекла, проиграв в плей-офф). Как это получилось, никто объяснить не мог — то ли чутье подвело, то ли отскок дезориентировал, то ли затмение нашло.

После этого ляпа о Филимонове стали говорить и писать как о больном — не дай бог наступить на мозоль. Его не распинали (оголтелых дураков, правда, хватало, и хорошо, что тогда Интернет еще не правил бал). На крестовине лужниковских ворот его распял этот мяч, посланный на авось Андреем Шевченко. Это было несчастье, беда, морок. Но чем больше Филимонова утешали, тем горше ему становилось. Как ни пытались «заговорить» боль, она не ушла — она поселилась и в коллективном подсознательном, и — что самое тяжелое — в голове самого вратаря.

Он еще будет играть и за «Спартак», и за сборную, и даже поедет на чемпионат мира-2002 (правда, не сыграет там ни одного матча). Руку ему протягивал Киев (ну как не подать после октября-99!), но за «Динамо» он проведет всего четыре встречи. Потом будут «Уралан», «Торпедо-Металлург», экзотический клуб «Неа Саламина» из кипрской Фамагусты, краснодарская «Кубань» и ташкентский «Локомотив» как последний гвоздь. Про Александра Филимонова просто забыли.

И когда его увидели нынче на песчаном стадиончике в воротах пляжной сборной России, то первым делом вспомнили про то же самое: «Это тот, который». «Тот самый» Филимонов подменял основного голкипера Антона Бухлицкого и борозды, однако, не портил. Больше того — до финального матча он совсем не пропускал, чего в пляжном футболе не бывает.

Это же совсем другая игра. Там, где именуемые «бисиклетами» удары через себя (не говоря уже о «ножницах») — не эффектный трюк, а рядовой элемент, мастерам из большого футбола делать нечего. Вратарям в том числе — думать некогда, отскоки непредсказуемы, забивают им с любой точки (хоть от чужих ворот), только успевай головой вертеть и руки подставлять, если получится.

Как ни странно, у Филимонова получалось. Я-то думал, что главный тренер Михаил Лихачев взял его в качестве рекламной поддержки — глядишь, болельщиков у сборной России прибавится, когда они узнают, кто у нее вторым вратарем. Оказалось, брали Филимонова не за имя и не за прошлые заслуги. Вроде ничего особенного он не делал (может, и в защите при Филимонове ребята играли внимательней), но он сделал все, чтобы камбэк в финале состоялся.

Вратари в пляжном футболе тоже частенько поражают ворота, но это пока не для Филимонова. В большом футболе на заре карьеры, еще за «Дружбу» из Йошкар-Олы, он, кстати, забивал. Может, и в этом «песочном» компоненте освоится. А еще новоиспеченному «пляжнику» душу греет то, что этот футбол вполне может войти в программу летних Олимпийских игр — тех, что состоятся в Бразилии через пять лет. «Большим» российским футболистам Олимпиады, как известно, только снятся, а наши «пляжники» — одни из лучших в мире.

Значит, Филимонов вернулся вовремя. И туда, куда надо.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow