КолонкаПолитика

Остановите модернизацию,

или Китайская «Булгария» наоборот

Этот материал вышел в номере № 89 от 15 августа 2011 года
Читать
или Китайская «Булгария» наоборот

Дмитрий Косырев востоковед, политический обозреватель «РИА Новости»

Если бы меня спросили, какое у нас главное глобальное событие первой половины августа, то я назвал бы не американские игры в дефолты и рейтинги, не мордобой в Англии, а то, что произошло в Китае после катастрофы двух скоростных поездов еще 23 июля.

Сама катастрофа — как все остальные в мире. Что-то не сработало, видимо, молния вывела из строя какую-то систему предупреждения. Один новенький скоростной поезд, китайская национальная гордость, въехал в хвост другому у города Вэньчжоу в провинции Чжэцзян. Несколько вагонов упали с эстакады. 40 погибших и 191 раненый. Плохо, но, повторим, ничего уникального, вот же у нас незадолго до этого утонула «Булгария».

Но то, что произошло (и происходит) после этой катастрофы, возможно, показывает некие удивительные сдвиги в китайском общественном сознании. И это не совсем политика.

Во-первых, была история с сокрытием фактов (и закапыванием упавших вагонов в землю прямо на месте). И соответствующая реакция публики — точно как у нас в подобных случаях. Во-вторых, на следующие после катастрофы выходные последовала директива центральных властей: прекратить истерику в СМИ. И прекратили. Мало кто знает, что в Китае давно уже есть частные СМИ, с рождения показавшие все признаки желтизны и таблоидности. Обычно пишут что хотят, не касаясь большой политики. Так вот, их тоже попросили прекратить. Стало тихо. И эта история еще как-то известна внешнему миру. Менее известно другое — что властям оказалось не так просто заткнуть микроблоги типа «Сина вэйбо». Технически непросто.

И началась драка в китайском руководстве. Был в итоге принят документ нескольких центральных ведомств насчет того, что информацию надо не глушить, а нормально доводить до людей. Попутно выяснилось, что любимый народом премьер-министр Вэнь Цзябао имеет одну точку зрения — надо давать полную информацию, а идеологи, ответственные за пропаганду, совсем другую. И китайцы, с их 400 миллионами интернет-пользователей, хорошо об этом знают.

В итоге дискуссии насчет поезда начались снова. Да и до неудавшегося запрета можно было успеть много чего вычитать, удивительного и неожиданного. А именно: никогда за последние 30 лет не звучала в Китае так ясно мысль: куда спешим, куда несемся?

Она повторялась во всех видах и вариантах, китайская интернет-публика вспоминала только что построенные и рушащиеся жилые дома, историю с отравленным молоком… Вот когда стало ясно, что перед нами «Булгария» наоборот. Наш прогулочный корабль утонул потому, что был невозможно старым, проблема в том, что стране нужна модернизация, в том числе техническая. Китайские поезда столкнулись потому, что были слишком новыми, непроверенными и недотестированными: слишком много модернизации. И отсталость, и модернизация собирают свою жатву, пусть причины противоположны. Китайцы устали не от развала, а от модернизации.

А это, если я прав, — грандиозное событие глобального масштаба.

Ни с одной страной мира не происходило того, что случилось с Китаем с 1979 года (начало реформ). Сотни миллионов людей вырваны из нищеты. Утроенный за это время ВВП. Рост в среднем на 9,8% в год. Десятки новых, сверкающих небоскребами городов вместо любимых туристами одноэтажных кварталов под темной черепицей. Появление европейского по уровню жизни среднего класса — 230 миллионов человек (каждый пятый). Узлы дорог и эстакад, футуристические аэропорты и как апофеоз всего — поезда почти собственных технологий, развивающие до 300 километров в час.

И все это может надоесть? Но ведь я же видел нечто подобное своими глазами. В любимой стране Малайзии, которая еще раньше Китая вырвалась в информационно-индустриальный век. Длилось это частично в 1980-е и все 1990-е. Конечно, по абсолютным цифрам у Китая все больше, но процентные рекорды у Малайзии. Свой автомобиль, опять же небоскребы и новое жилье почти для всех, монорельсовые поезда, новые города. А потом — гигантские электростанции, атомная энергия и свой космодром.

Стоп, последние три пункта вычеркиваем. Потому что в 2003 году ушел в отставку правивший 24 года премьер-министр Махатхир Мохамад, подгонявший эту бешеную гонку к модернизации. Думаете, это Барак Обама первый сказал: «Да, мы можем»? До него был Махатхир с лозунгом «Малайзия может». И могла. Но ушел премьер — и никаких вам космодромов, никаких рекордов. По одной простой причине: люди застонали — куда несемся? Вот как китайцы сейчас.

Экономика, как и модернизация, — это люди с их психологией. Люди, которым чего-то очень хочется. Модернизация в Азии шла от желания догнать других, и еще — оставить позади прошлое. Для Китая прошлое, с 1911 по 1979 год, — это ужас на ужасе, войны, голод, социальные эксперименты. Но… полностью поменять стиль жизни на протяжении одного поколения, даже к лучшему — это тоже страшная нагрузка для психики.

А что если замеченное — не случайность, а тенденция? Только мы поняли, что китайская экономика обгонит по размеру американскую не в 2050-м, а уже лет через десять. Но если они устали от скорости, то что тогда? Мир будет не тот, что мы думали? А какой он будет?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow