Сюжеты

Связи нет. И денег нет

Спутник связи АМ-14, пропавший с радаров вскоре после запуска, нашелся на чужой орбите — в разгар дискуссии о том, кто оплатит страховую сумму

Фото: «Новая газета»

Экономика

Юлия ЧерненкоКорреспондент-стажер

 

Спутник связи «Экспресс-АМ4», пропавший с радаров вскоре после запуска, нашелся на чужой орбите — в разгар дискуссии о том, кто оплатит страховую сумму. Срок годности спутника на нерасчетной орбите в разы меньше запланированного, и вместо положенных 15-ти лет спутник будет работоспособен в среднем 4-5. Качество этой работы теперь тоже под вопросом. Да и страховая сумма уже не та…

Самый «выдающийся по своим параметрам» и «лучший в мире» спутник связи«Экспресс-АМ4» ровно в 01:25 ночи с аэродрома Байконур провожали с фанфарами. Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, от которого спутник и получил столько лестных комплиментов, возлагал на новый аппарат большие надежды – АМ-4 должен был поставлять широкополостной Интернет и обеспечить устойчивую передачу сигнала цифрового телевидения в дальневосточные регионы. Присутствовавшие на запуске министр Щеголев и глава Роскосмоса Владимир Поповкин сверялись с часами и  делились с прессой надеждами на новый аппарат.

За событием следили и обычные люди – пользователи форума космонавтики.  В 3 часа ночи они с радостью отметили, что второе включение двигателя из пяти запланированных произошло точно по графику. А потом именно они стали писать о том, что спутник перестал передавать сигналы. Опасения появились приблизительно в 06:20 – за телеметрической информацией можно следить в Интернете, поэтому пользователи сразу увидели, что связь со спутником потеряна. Были версии, что просто отказал передатчик этой информации, а сам полет проходит нормально. Чтобы выяснить это, нужно было ждать еще четыре часа: в 10:18 по графику должно было произойти пятое, последнее, включение двигателя, а затем в 10:38 космический аппарат должен был отделиться от разгонного блока, чтобы выйти на установленную орбиту.

Ждали чуда. Но его не произошло – в назначенное время сигнал не поступил. Роскосмос, ФГУП «Космическая связь» и разработчики ракеты-носителя «Протон-М» (произведена в научно-промышленном центре имени Хруничева) не смогли назвать причины неполадок – в Роскосмосе собрали совет по проблемам со спутником «Экспресс-АМ4».

Пользователи отмечали, что аналогов случившейся ситуации не знают. За помощью обратились к американским экспертам. Их система NORAD отслеживает все запуски и обладает техническими возможностями для мониторинга большого количества космических орбит. По наблюдениям пользователей форума, сигнал пропал одновременно и от разгонного блока и от космического аппарата. Это могло свидетельствовать о взрыве топлива.

Теперь о деньгах. Спутник был застрахован «Ингосстрахом» на 7,5 млрд. рублей. Этой суммы хватит на покрытие всех расходов по утрате АМ-4. После исчезновения данных о спутнике многие пользователи вспомнили, что свои услуги по страхованию АМ-4 предлагал и «Росгосстрах», и сумма контракта с ним была на 180 млн. рублей дешевле, однако выбор бы сделан в пользу «Ингосстраха». В сентябре состоится суд, на котором стороны постараются выяснить, на каких условиях был заключен страховой договор.

Однако чуть позже Роскосмос зафиксировал запоздавший сигнал о пятом включении двигателя и об отделении космического аппарата. Значит, что спутник не упал в океан и не сгорел, а лишь вышел на нерасчетную орбиту. На какую, пока неясно, для поисков уже подключены французские навигационные системы.

Эта новость кажется утешающей, но только на первый взгляд. Дело в том, что срок действия спутника на чужой орбите в разы меньше плановых, и вместо положенных пятнадцати лет спутник будет работоспособен в среднем 4-5. Качество этой работы теперь тоже под вопросом. Да и страховка уже не та…

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera