Планета ищет потерявшийся в космосе российский спутник

Может, найдется

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 91 от 19 августа 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Полдня в четверг спутник связи «Экспресс-АМ4», который должен был стать самым мощным в Европе, искали всей планетой, включая американскую систему слежения за космическими объектами NORAD, пока один из измерительных пунктов Байконура не обнаружил разгонный блок «Бриз-М» на нерасчетной орбите. Это означало, что и спутник, скорее всего, попал не туда...

Новый российский космический спутник связи «Экспресс-АМ4», который должен был стать самым мощным в Европе, был выведен на нерасчетную орбиту.

Спутник был запущен в четверг ночью с космодрома Байконур на ракете-носителе «Протон-М». Как заявили в Роскосмосе, четыре из пяти включений разгонного блока «Бриз-М» прошли штатно, но затем передача телеметрической информации с разгонного блока прервалась. Около десяти часов специалисты надеялись, что проблема только в связи, и спутник будет выведен на целевую орбиту, после чего телеметрия начнет поступать уже непосредственно с него. Полдня в четверг спутник искали всей планетой, включая американскую систему слежения за космическими объектами NORAD, пока один из измерительных пунктов Байконура не обнаружил разгонный блок «Бриз-М» на нерасчетной орбите. Это означало, что и спутник, скорее всего, попал не туда.

«Экспресс-АМ4» должен был использоваться для передачи данных, доступа к Интернету, телефонных услуг, создания сетей связи. Планировалось, что с 22 сентября он начнет транслировать сигнал цифрового телевидения на Дальний Восток (сейчас цифрового ТВ там нет) и станет самым мощным в Европе.

За запуском лично следили министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев и глава Роскосмоса Владимир Поповкин. Сразу после запуска они выдали всем присутствовавшим на космодроме сертификаты «Участника успешного вывода на орбиту спутника связи и вещания». Игорь Щеголев назвал «Экспресс-АМ4» «выдающимся спутником не только для России, но и для всего мира», а Владимир Поповкин заявил, что тяжелые спутники раньше запускались для иностранных заказчиков, а сегодня впервые — для самой России.

«Запуск говорит о том, что и в Роскосмосе происходит смена приоритетов, и для нас основным становится удовлетворение потребностей России в спутниковой информации», — сказал Поповкин.

«Экспресс-АМ4» был спроектирован и изготовлен совместно европейской фирмой «Астриум» и российским ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, выступившим головным подрядчиком по проекту. Но, как считает обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов, более 90% работы проделано именно «Астриумом», его главным субподрядчиком.

— Это первый случай с 1998 года, когда Россия купила западный телекоммуникационный спутник, — говорит Игорь Лисов. — Его заказчик, госпред¬приятие «Космическая связь», надеялся, что аппарат отработает все положенные 15 лет. Хотя уровень российских спутников постепенно подтягивается к мировым стандартам, он пока еще ниже, и они чаще «сыплются» в процессе работы. И если «Экспресс-АМ4» не удастся найти и привести в расчетную рабочую точку, его потеря может стать чувствительным ударом по перспективам спутниковой связи в России.

Увы, это не первый подобный случай. В декабре прошлого года Роскосмос оказался в центре скандала из-за неудачного пуска ракеты-носителя «Протон-М». Тогда три навигационных космических аппарата ГЛОНАСС не были выведены на орбиту и упали в Тихий океан. Оказалось, что в разгонный блок банально перелили окислитель, из-за чего он оказался слишком тяжелым. Это стало одним из поводов для увольнения главы Роскосмоса Анатолия Перминова.

1 февраля, еще при Перминове, был потерян геодезический военный спутник «Гео-ИК-2», стартовавший с космодрома Плесецк на ракете-носителе «Рокот». Окончательных выводов о причине потери еще нет, но ходят слухи, что проблема была в системе управления разгонного блока, которая из-за отказа приборов направила спутник мимо заданной орбиты. И хотя о причинах нынешнего сбоя говорить рано, то же самое могло произойти и с «Экспрессом-АМ4».

К моменту подписания номера спутник еще не был обнаружен. Впрочем, по мнению Игоря Лисова, шансы обнаружить его и перевести на заданную орбиту довольно велики: аппарат рассчитан на довыведение и у него достаточно топлива. Проблема только в том, что никто пока не знает, куда навести антенны, чтобы принять информацию от него и дать необходимые команды.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Стать соучастником