Планета ищет потерявшийся в космосе российский спутник

Может, найдется

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 91 от 19 августа 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Полдня в четверг спутник связи «Экспресс-АМ4», который должен был стать самым мощным в Европе, искали всей планетой, включая американскую систему слежения за космическими объектами NORAD, пока один из измерительных пунктов Байконура не обнаружил разгонный блок «Бриз-М» на нерасчетной орбите. Это означало, что и спутник, скорее всего, попал не туда...

Новый российский космический спутник связи «Экспресс-АМ4», который должен был стать самым мощным в Европе, был выведен на нерасчетную орбиту.

Спутник был запущен в четверг ночью с космодрома Байконур на ракете-носителе «Протон-М». Как заявили в Роскосмосе, четыре из пяти включений разгонного блока «Бриз-М» прошли штатно, но затем передача телеметрической информации с разгонного блока прервалась. Около десяти часов специалисты надеялись, что проблема только в связи, и спутник будет выведен на целевую орбиту, после чего телеметрия начнет поступать уже непосредственно с него. Полдня в четверг спутник искали всей планетой, включая американскую систему слежения за космическими объектами NORAD, пока один из измерительных пунктов Байконура не обнаружил разгонный блок «Бриз-М» на нерасчетной орбите. Это означало, что и спутник, скорее всего, попал не туда.

«Экспресс-АМ4» должен был использоваться для передачи данных, доступа к Интернету, телефонных услуг, создания сетей связи. Планировалось, что с 22 сентября он начнет транслировать сигнал цифрового телевидения на Дальний Восток (сейчас цифрового ТВ там нет) и станет самым мощным в Европе.

За запуском лично следили министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев и глава Роскосмоса Владимир Поповкин. Сразу после запуска они выдали всем присутствовавшим на космодроме сертификаты «Участника успешного вывода на орбиту спутника связи и вещания». Игорь Щеголев назвал «Экспресс-АМ4» «выдающимся спутником не только для России, но и для всего мира», а Владимир Поповкин заявил, что тяжелые спутники раньше запускались для иностранных заказчиков, а сегодня впервые — для самой России.

«Запуск говорит о том, что и в Роскосмосе происходит смена приоритетов, и для нас основным становится удовлетворение потребностей России в спутниковой информации», — сказал Поповкин.

«Экспресс-АМ4» был спроектирован и изготовлен совместно европейской фирмой «Астриум» и российским ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, выступившим головным подрядчиком по проекту. Но, как считает обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов, более 90% работы проделано именно «Астриумом», его главным субподрядчиком.

— Это первый случай с 1998 года, когда Россия купила западный телекоммуникационный спутник, — говорит Игорь Лисов. — Его заказчик, госпред¬приятие «Космическая связь», надеялся, что аппарат отработает все положенные 15 лет. Хотя уровень российских спутников постепенно подтягивается к мировым стандартам, он пока еще ниже, и они чаще «сыплются» в процессе работы. И если «Экспресс-АМ4» не удастся найти и привести в расчетную рабочую точку, его потеря может стать чувствительным ударом по перспективам спутниковой связи в России.

Увы, это не первый подобный случай. В декабре прошлого года Роскосмос оказался в центре скандала из-за неудачного пуска ракеты-носителя «Протон-М». Тогда три навигационных космических аппарата ГЛОНАСС не были выведены на орбиту и упали в Тихий океан. Оказалось, что в разгонный блок банально перелили окислитель, из-за чего он оказался слишком тяжелым. Это стало одним из поводов для увольнения главы Роскосмоса Анатолия Перминова.

1 февраля, еще при Перминове, был потерян геодезический военный спутник «Гео-ИК-2», стартовавший с космодрома Плесецк на ракете-носителе «Рокот». Окончательных выводов о причине потери еще нет, но ходят слухи, что проблема была в системе управления разгонного блока, которая из-за отказа приборов направила спутник мимо заданной орбиты. И хотя о причинах нынешнего сбоя говорить рано, то же самое могло произойти и с «Экспрессом-АМ4».

К моменту подписания номера спутник еще не был обнаружен. Впрочем, по мнению Игоря Лисова, шансы обнаружить его и перевести на заданную орбиту довольно велики: аппарат рассчитан на довыведение и у него достаточно топлива. Проблема только в том, что никто пока не знает, куда навести антенны, чтобы принять информацию от него и дать необходимые команды.