КолонкаПолитика

Полумэр Замкадья. Новой Москве нужен эффективный сити-менеджер

Проект расширения Москвы обрел реальные очертания. Графические. Правительство города опубликовало официальную карту, на которой обнаружилось несколько важных новаций.

Во-первых, новая Москва будет граничить с Калужской областью за счет присоединения сельского поселения Роговское. При всей эксцентричности, в этом есть смысл: Калужская область — наиболее динамично развивающийся регион Центральной России, куда охотно и во множестве идут инвесторы, наши и иностранные. Обретение границы с Москвой этот процесс только подстегнет.

Во-вторых, столичной станет земля под инноградом Сколково и Рублево-Архангельским, куда упорно сватают Международный финансовый центр. Тоже логично: зачем оставлять политически-имиджевые проекты на территории весьма проблемного субъекта, которому очевидно нужна новая команда управленцев?

Наконец — и этого никто не ждал — у Москвы появится новый анклав типа Зеленограда, только в районе Звенигорода (хотя куда важнее отметить — на границах Рублевки и Новой Риги, понимаемых не как шоссе, а как ареалы компактного проживания элиты). Очевидно, эта территория, сейчас практически пустая (земли Минобороны), всерьез рассматривается как плацдарм для переноса туда офисов органов власти. Впрочем, оба главных органа, Медведев и Путин, и так там находятся. А что — в Кремле можно принимать иностранные делегации, а со своими очень даже удобно встречаться в домашней обстановке в Ново-Огареве.

Чиновникам, впрочем, это вряд ли понравится. Все-таки подавляющее их большинство живет не на Рублевке, а в Москве, и в случае переноса рабочих мест им придется каждое утро проделывать немалый путь. Им это, конечно, неудобно, но с точки зрения общественных интересов правильно, поскольку позволяет разводить по времени основные потоки маятниковой и мигалочной миграции. Утром чиновники будут ехать по свободной дороге за город, а им навстречу — обычные люди, вечером ситуация повторится с точностью до наоборот. Это не решит проблему проблескового произвола на дорогах, но ощутимо снизит ее остроту. Не стоит забывать, что под боком — правительственный аэропорт «Внуково» и Кубинка, где базируется бизнес-авиация. Так что доставка вип-персон к вип-самолетам также не создаст затруднений для всех остальных.

И тем не менее последовательная реализация проекта великого переселения потребует проявления политической воли, и притом неослабевающее-перманентного.

С анклавами вроде ясно. Остается вопрос: а что будут делать с самым большим куском от МКАД до Прикалужья?

Мне не кажется, что его будут последовательно застраивать стройными рядами панельных многоэтажек и сплошь умащивать плиткой, то есть превращать в Москву в классическом смысле этого слова. Скорее речь идет об освоении огромной территории с использованием финансового и административного ресурсов властей, московских и федеральных. Кстати, идея с созданием федерального округа, похоже, трансформировалась в идею создания округа Москвы (весело было бы назвать его «Замкадский»). Учитывая объем полномочий, которые имеют столичные префекты, и размер территории, глава этого округа станет этаким полумэром. На эту должность надо найти хорошего сити-менеджера, возможно, из второго эшелона чиновников федерального уровня.

Ему будет чем заняться. Например, инновациями. Ведь на территории новой Москвы сразу два наукограда — строящееся Сколково и давно построенный Троицк. Известно, что проблема номер один — обеспечить туда приток мозгов, в том числе ранее оттекших за пределы РФ. Для этого специалистам нужно создавать комфортные условия. На федеральном уровне эту проблему не решить. Нужны усилия местных властей. Вот пусть полумэр их приложит.

Будут и менее приятные задачи. Например, найти баланс между интересами девелоперов, которые придут на новые территории, и владельцев расположенных на них поселков, в том числе дачных. Первым делом надо урегулировать права собственности, притом не так, как это пыталось сделать прежнее столичное руководство в «Речнике». Территория большая, места всем хватит, а вот попытка согнать с земли давно живущих на ней людей по формальным основаниям убьет саму идею проекта. Пока московские власти стараются действовать аккуратно, сохраняя на переходный период самостоятельность муниципалитетов и органов местного самоуправления. Хорошо, если ее не сильно убудет и по его окончании, ведь построить вертикаль на такой территории — себе во вред.

А еще нужен будет новый генплан, проработанная транспортная стратегия и много чего еще. Работа одновременно масштабная и ювелирная. Крайне интересно знать, кому ее поручат.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow