СюжетыПолитика

От «сосули» до сената

Победу Матвиенко ковали кнутом и пряником

Этот материал вышел в номере № 93 от 24 августа 2011 года
Читать
После 22-летнего перерыва теперь уже экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко получила депутатский мандат. Результаты заставляют вспомнить советские времена: 93,7% голосов — в «Петровском» и 94,5% — в «Красненькой речке» (где Матвиенко и согласилась взять депутатский мандат на несколько дней — пока ее преемник на губернаторском посту не направит ее в Совет Федерации)...

После 22-летнего перерыва теперь уже экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко получила депутатский мандат (в последний раз она избиралась депутатом в 1989 году — ее делегировал на Съезд народных депутатов СССР Комитет советских женщин).

Результаты заставляют вспомнить советские времена: 93,7% голосов — в «Петровском» и 94,5% — в «Красненькой речке» (где Матвиенко и согласилась взять депутатский мандат на несколько дней — пока ее преемник на губернаторском посту не направит ее в Совет Федерации).

Сейчас, как и тогда, назвать происходившее в муниципалитетах «Красненькая речка» и «Округ Петровский» выборами язык не поворачивается.

Это — тот самый случай, когда буква закона вроде бы соблюдается, но уничтожается его дух. Да и букву-то сочиняли тогда, когда никому и в голову не могло прийти, что выборы можно провести в «закрытом режиме»…

Поскольку общий результат в этих условиях сомнений не вызывал, в день голосования все усилия питерской власти были сосредоточены на решении двух задач: увеличить явку и избавиться от ненужных свидетелей.

Первая задача решалась при помощи пряника, которым на участки приманивали избирателей. Вторая — при помощи кнута, которым отгоняли журналистов (только они в ситуации, когда ни одна оппозиционная партия не могла участвовать в выборах и выставить наблюдателей, имели законное право присутствовать на избирательных участках).

Пряников было много. Рядом со школами, где находились избирательные участки, проходили уличные праздники — работали клоуны, играла музыка, детям раздавали мороженое и записывали в кружки и спортивные секции, а проголосовавшим избирателям выдавали билеты на экскурсии. Тут же можно было бесплатно пройти обследование у врачей-специалистов, к которым обычно попасть, мягко говоря, нелегко. Проголосовавших бесплатно фотографировали на память и давали номерок для участия в лотерее — можно было выиграть даже велосипед. А в школьных буфетах по невиданно низким ценам продавали пирожки и сосиски.

Кнутов тоже хватало: журналистов или не пускали на участки, или выставляли с них под любым предлогом, начиная с отсутствия паспорта и заканчивая тем, что они якобы «мешают работать». Попытки подать жалобы были безуспешны: участковые комиссии их не принимали, а муниципальные комиссии просто закрыли двери. Журналисты бросились в горизбирком — но и он оказался закрыт. Зато после выборов было радостно заявлено, что они прошли без нарушений, поскольку жалоб не поступило.

«Единая Россия» назвала результаты, показанные Валентиной Матвиенко, «потрясающими», а сама губернатор скромно заметила, что это — оценка ее восьмилетней работы. Однако, как сказали бы социологи, выборка для исследования нерепрезентативна: подлинный рейтинг губернатора можно было бы оценить, если бы в выборах могли участвовать реальные конкуренты, а не подставные лица, как это имело место.

Заметим: в обоих муниципалитетах не было никакой уличной агитации, по почтовым ящикам не раскладывались листовки, а кандидаты не встречались с избирателями — за исключением двух явно «постановочных» визитов Матвиенко. Тем не менее явка на выборы оказалась рекордной: 35,6% в «Петровском» и 30,3% в «Красненькой речке». (Да, даже треть от общего списка избирателей теперь считается рекордом.) И если в «Петровском» она может быть объяснена большим числом голосующих там курсантов военных училищ, то в «Красненькой речке» напрашиваются другие объяснения. Там, судя по официальным данным, в последний час голосования на участки пришли 12% избирателей, или 40% от общего числа тех, кто вообще пришел на выборы.

Конечно, можно предположить, что все, рванувшие на участки в последний час, панически боялись, что именно их голосов Валентине Ивановне не хватит, чтобы стать депутатом. Но куда вероятнее другая версия. Именно в последний час, как показывает практика, обычно и вбрасывают бюллетени за годами не ходящих на выборы граждан (если сделать это раньше — кто-то может случайно прийти и обнаружить обман). Недаром журналиста Илью Шмакова, который именно в последний час голосования попытался сделать фото, как члены участковой комиссии расписывались за избирателей, немедленно изгнали с участка.

Даже оппозиционные активисты сходятся в одном: и на нормальных выборах Валентина Матвиенко, скорее всего, получила бы депутатский мандат. Хотя и не с таким результатом. Но она — или ее команда, стремившаяся к полному исключению всякого риска, — предпочла другой вариант, который, бесспорно, принес экс-губернатору огромный репутационный ущерб.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow