Сюжеты

«Фауст» над лагуной

31 августа открывается 68-й Венецианский фестиваль

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 96 от 31 августа 2011
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

31 августа открывается 68-й Венецианский фестиваль. 24 картины в конкурсе. Представлять Россию избран Александр Сокуров. Его «Фауст» — завершающая глава могучей тетралогии о «титанах»

 

«Мостра» — старейший из кинофорумов. Его инициатор — Муссолини — надеялся с помощью луча проектора и улыбок кинозвезд остановить эмиграцию интеллигенции из фашистской Италии.

Возможно, особое кинематографическое местоположение, историческая связь с Республикой Святого Марка, причастность к Международной художественной выставке превратили фестиваль в богемное кинобиеннале.

24 картины в конкурсе. Представлять Россию избран Александр Сокуров. Его «Фауст» — завершающая глава могучей тетралогии о «титанах» (до «Фауста» были «Молох», «Телец» и «Солнце»). С прославленным питерским кинофилософом будут конкурировать режиссеры с мировыми именами: Роман Полански, Дэвид Кроненберг, Уильям Фридкин, Абель Феррара, Джордж Клуни, Тодд Солондз.

Вырвавшийся из цепких пут американского правосудия Полански снял напряженную картину по скандальной пьесе Ясмины Резы «Бог резни». Две семьи встречаются, чтобы обсудить поведение подравшихся сыновей. Мирный вечер превращается в мучительную дуэль в стиле Олби. Полански собрал сильнейший актерский квартет: Кристоф Вальц, Кейт Уинслет, Джон Си Райли и Джоди Фостер.

У кинозвезды Джорджа Клуни репутация серьезного режиссера. Политический триллер «Мартовские иды», открывающий фестиваль, — киноверсия бродвейской пьесы, реконструирующей события президентской кампании Джорджа Дина в 2004 году.

В драме Дэвида Кроненберга «Опасный метод», основанной, как утверждают авторы, на реальных событиях, среди действующих лиц отцы «глубинной психологии» Зигмунд Фрейд (Вигго Мортенсен) и Карл Юнг (Майкл Фассбендер), а в открытии знаменитого метода психоанализа отчасти виновата… женщина.

Тема девиации, отклонения стрелки психического компаса от «нормы», давно интересует Тодда Солондза. «Темная лошадка» — повествование о тридцатилетнем инфантиле Эйбе, живущем с родителями, собирающем игрушки, пытающемся завести роман с такой же «неудачницей», не вписывающейся в круг американской «нормы».

Первый англоязычный фильм шведского режиссера Томаса Альфредсона — «Жестянщик, портной, солдат, шпион» (другое название — «Шпион, выйди вон!»). Это не первая экранизация шпионского романа Джона Ле Карре. В сериале 1979 года стареющего агента Джорджа Смайли, разоблачившего советского шпиона, сыграл Алек Гиннесс. Но, по мнению Карре, Гэри Олдмен — обладатель «скромного лица» и «великой энергии» — справился с ролью лучше. Рядом с Олдменом не только великолепные британцы Том Харди, Колин Ферт, Марк Стронг, но и наши Светлана Ходченкова и Константин Хабенский.

Создатель «Изгоняющего дьявола» и «Французского связного» Уильям Фридкин давненько не радовал киноманов, а в последнее время и вовсе увлекся сериалами. Его «Киллер Джо» — черная комедия, герои которой решают материальные проблемы с помощью заказного убийства… своей мамаши. Остался пустяк — найти сообразительного киллера, им и становится… коп Джо.

Диапазон сюжетов показа: от личной истории иранской девочки до очередной версии апокалипсиса. И все же отличительная особенность «Мостры» — в ее пристрастии к новым формам. Кинематограф как арт-искусство: киноперформансы, авангардные эксперименты с видеоартом, анимацией, документальным кино. Одна из интереснейших секций — «Горизонты»: полигон для экспериментов, новых тенденций.

Открывает программу «Сечение» Амира Надери. Иранский классик снял поэму о Японии на японском языке c японскими актерами. «Из Токио» называется и короткая лента Алексея Германа-младшего, посвященная спасателям, отправляющимся в Японию после землетрясения. В программе также фильм Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках» по сценарию Ольги Дыховичной.

А известный российский документалист Виктор Косаковский показывает в Венеции свою работу «Да здравствуют антиподы!». В духе Кэрролла режиссер соединил невидимой леской людей, живущих в противоположных уголках земного шара. Его фильм — о героях, обитающих буквально друг у друга над головой: в Аргентине и Китае, Сибири и Чили…

Собственно, «Мостра» и есть страна антиподов, где, как говаривала Алиса, «всё вверх тормашками», но есть движение к «перспективе».

Теги:
кино
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera