СюжетыПолитика

Главные решения примут партийные боссы

Завершились праймериз «Единой России» и «Общероссийского народного фронта»

Этот материал вышел в номере № 96 от 31 августа 2011
Читать
Завершились праймериз «Единой России» и «Общероссийского народного фронта»

На проведение предварительного голосования среди членов «Единой России» и участников ее сайд-проекта, придуманного Владимиром Путиным, потребовался месяц — с 26 июля по 25 августа. За это время 220 тысяч выборщиков по всей стране (как утверждают единороссы, половина из них — беспартийные участники ОНФ) оценили выступавших перед ними кандидатов (более 4,5 тысячи человек).

Несмотря на инъекцию общественников, подготовка, ход и результаты предварительного голосования ЕР и ОНФ не сильно отличаются от аналогичной процедуры внутри партии власти в 2007 году (без участия «Народного фронта»). Во-первых, в праймериз не участвовали 20 губернаторов (в 2007 году — 19, большинство из которых в последующие годы были сняты с должности). Во-вторых, голосование снова сопровождалось многочисленными сообщениями, в том числе самих единороссов, о фальсификациях и нарушениях процедуры. Наконец, судя по итоговым спискам, фракция «Единой России» в Госдуме обновится примерно на треть, как и четыре года назад.

Какое количество беспартийных представителей общественных организаций пойдет на выборы от ЕР (лидер партии Владимир Путин обещает им как минимум 150 мест из 600 в партийных списках), пока неизвестно. Окончательные списки будут утверждаться на съезде партии в конце сентября, а ее руководство имеет право лично вписывать или вычеркивать кандидатов вне зависимости от набранных на праймериз голосов.

Вот как комментируют итоги завершившихся предварительных выборов эксперты «Новой»

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

— Мы видим, что в основном лидируют губернаторы и единороссы, а не так называемые общественники. Трудно было ожидать иного, учитывая тот факт, что одну половину выборщиков формировала партия, а другую — по сути, муниципальные служащие. Потому что не так уж много людей, желающих летом приходить на встречи с кандидатами и слушать их несколько часов в душном помещении. Как правило, результаты получались административным путем.

Чего добилась «Единая Россия» этим проектом? Во-первых, привлекла к себе дополнительное внимание. А во-вторых, праймериз оказались достаточно эффективными как технология влияния на круг общественно активных людей. Их удалось привлечь, им дали выговориться, озвучить свою позицию, они почувствовали себя нужными.

Что касается влияния результатов праймериз на место в списках, то оно не так значительно. Решения по спискам все равно будут приниматься администрацией президента совместно с аппаратом правительства, поэтому именно там, в двух зданиях на Старой площади и Краснопресненской набережной, пройдут «настоящие» праймериз.

Андрей Бузин,председатель Межрегионального объединения избирателей:

— Нет никаких законов, которые бы регулировали праймериз. Есть только некоторые положения о них у «Единой России», причем довольно странные. Там определено, что окончательное решение принимает политсовет партии и непосредственно ее лидер. Поэтому праймериз, на мой взгляд, были полит-технологическим приемом.

По закону, существует механизм включения членов общественных организаций в партийные списки. Этот механизм предусматривает предварительное заключение договоров между общественными организациями и партиями. То, что произошло, ни в какие законы не вписывается.

«Общероссийский народный фронт» не подпадает под закон «Об общественных объединениях». Он может быть использован, во-первых, в качестве лакмусовой бумажки — чтобы определять, кто «наш» человек, а кто не «наш». А во-вторых, это возможность обойти ограничения, связанные с тем, что агитация должна идти исключительно из избирательного фонда партии («Новая» писала об этом еще в № 63 от 15 июня 2011 года.Н. Г.)».

Ростислав Туровский,генеральный директор Агентства региональных исследований:

— Праймериз позволяют сделать несколько более публичной процедуру отбора кандидатов в депутаты. Проблема в том, что полностью публичной эту процедуру сделать нельзя, поскольку законодательством она никак не предусмотрена. Разумеется, в таких условиях праймериз очень уязвимы к манипуляциям, что и показали их итоги. Все тянули одеяло на себя, возникало много жалоб. Как результат — неплохая по замыслу процедура оказалась во многом скомпрометированной.

Еще более сложной ситуацию сделали попытки введения в эту процедуру так называемых общественников. Конкуренция от этого не выросла, ведь общественники, как правило, были слабее чиновников и бизнесменов, зато местами их приходилось специально «вытягивать». Цель — создать видимость более высокого уровня поддержки со стороны тех, кто пришел на праймериз по линии «Народного фронта», чтобы оправдать создание и существование ОНФ.

На мой взгляд, перед единороссами, безусловно, стояла и задача обновить партию, и задача сделать партийных функционеров более публичными фигурами. Понятно, что на местах неплохой замысел сильно исказился. Так как можно манипулировать составом выборщиков, это позволяет добиваться любых результатов. Раз уж выборы управляемы, то праймериз еще более управляемы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow