КолонкаПолитика

Самый Большой человек

Этот материал вышел в номере № 98 от 5 сентября 2011
Читать
В повседневной жизни мы нередко, завидев солидного мужчину, бережно погружающего себя в приветливо поблескивающий всеми тонами черного лимузин, констатируем: «Большой человек!» Произнося это иронически или, напротив, с большим уважением и подобострастно, мы и не подозреваем, что «Большой человек» — это социокультурный термин. И вполне приложимый к нашим политическим реалиям

В повседневной жизни мы нередко, завидев солидного мужчину, бережно погружающего себя в приветливо поблескивающий всеми тонами черного лимузин, констатируем: «Большой человек!» Произнося это иронически или, напротив, с большим уважением и подобострастно, мы и не подозреваем, что «Большой человек» — это социокультурный термин. И вполне приложимый к нашим политическим реалиям.

Не так давно увидел свет новый фундаментальный труд самого известного политического мыслителя Фрэнсиса Фукуямы «Происхождение политического порядка. От доисторических времен до Французской революции». В частности, Фукуяма описывает «политические» порядки племен Папуа — Новая Гвинея и Соломоновых островов. Исторически сложилось так, что, например, на Соломоновых островах при менее чем 500-тысячном населении люди разговаривают на 70 языках. Каждое сообщество живет относительно замкнутой жизнью и называется богатым словом Wantok, что на пиджин-инглише означает «говорящие на одном языке» (one talk). Каждый Wantok возглавляет Big Man — «Большой человек» (реже — Big Woman, «Большая женщина»). «Большой человек» — это не обязательно мужчина с самым мощным торсом или выдающимся умом. Его задача — добывать ресурсы для своего Wantok’а. Приносить как можно больше свиней и денег из ракушек. То есть он — главный снабженец, руководитель Госснаба. Как только «Большой человек» теряет способность к дистрибуции ресурсов, его отправляют в отставку.

Когда на эти солнечные земли, покрытые пальмами, пришла демократия английского типа и члены племен стали еще и избирателями, естественно, они делегировали в парламент своих «Больших людей». Которые, в соответствии с привычкой и традицией, немедленно вооружились стратегией «всё в дом, всё в дом» и стали лоббистами своих Wantok’ов. В рамках западных парламентских демократий — это политическая коррупция, ибо интересы страны «Больших людей» вообще не волновали. А волновала устойчивость положения в своем, так сказать, кооперативе, которая напрямую зависела от способности стыр…, то есть, пардон, осуществить редистрибуцию общественных благ в расположение своей «части». Так жили несколько тысяч лет — и нечего начинать жить иначе!

И вот о чем подумалось в этой связи. А не похожа ли система Wantok’ов на наше политэкономическое устройство? Разнообразные кланы, возглавляемые «Большими людьми», получая доступ к общим, в том числе бюджетным, ресурсам, доставляют их своим «друзьям», родным и близким. За что и ценят руководителей этих кланов. И есть у нас самый большой Wantok, где люди действительно разговаривают на одном языке, и у них есть «Самый Большой человек». И он сидит в «Самом-Белом-Доме». Его ценность — в способности добывать ресурсы для «друзей» по «кооперативу». Зовут они его «Папой».

Ныне действующий «Самый Большой человек» — очень эффективен в глазах Wantok’а. Поэтому они его не то что не снимают с должности, как это сделали с «Большой женщиной» Валентиной Матвиенко, а настаивают на том, чтобы он правил много лет и продолжал добывать много красивых ракушек и строил заводы по производству пальмового масла на экспорт.

А вы говорите — демократия…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow