Сюжеты

Ревю от радости

Фотографы всех возрастов презентовали свои портфолио кураторам и публике в «Гараже» — впервые в таком формате

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 98 от 5 сентября 2011
ЧитатьЧитать номер
Культура

Екатерина Васенинакорреспондент отдела культуры

 

В центре современного искусства «Гараж» на прошлой неделе можно было наблюдать давно невиданное. Фотографы четырех поколений знакомились, рассматривали фотографии на столах, выстраивались в очередь в комнату со множеством столов, прижимая к груди какие-то листочки. На листочках были записаны фамилии ревьюеров: редакторов журналов, директоров музеев, галерей, издательств — а по сути, ангелов, которые слетелись со всех сторон, чтобы изменить судьбы русских фотографов и предложить им много новой работы

 

Александр НаануВ центре современного искусства «Гараж» на прошлой неделе можно было наблюдать давно невиданное. Фотографы четырех поколений знакомились, рассматривали фотографии на столах, выстраивались в очередь в комнату со множеством столов, прижимая к груди какие-то листочки. На листочках были записаны фамилии ревьюеров: редакторов журналов, директоров музеев, галерей, издательств — а по сути, ангелов, которые слетелись со всех сторон, чтобы изменить судьбы русских фотографов и предложить им много новой работы.

«Портфолио ревю» — вот как это называлось. Евгений Березнер, Ирина Чмырева и Наталья Тарасова работали ревьюерами на главном портфолио ревю мира на Фотофесте в Хьюстоне, в Европе, потом долго искали деньги, нашли их у благотворительного Фонда развития и поддержки искусства «Айрис», заручились согласием «РИА Новости» стать соорганизатором в рамках проекта «В поддержку фотографии в России» и устроили наконец встречу «патронов» и фотографов в Москве — бесплатную, как в Европе и Америке когда-то.

Они вернули Москве фотографическую среду, искусственно разорванную десять лет назад, когда прекратились прямые контакты фотографов и проводников их фотографии к зрителям. Важно, что в «Гараже» был затеян не конкурс с объявлением лучшего автора, но платформа для поиска союзников и развития идей.

Старики, конечно, ворчали: кому-то по возрасту и репутации полагалось быть с другой стороны стола, то есть советовать и отбирать, а они, невзирая на седины и награды, стояли в очередь к кураторам и издателям. «Кой-кому из ревьюеров хорошо бы платить нам за то, что смотрят наши фотографии», — были и такие реплики. Кого-то разочаровало то, что отборщики предпочитают концептуальную фотографию, близкую к современному искусству, то есть фотографию, далекую от документальной и художественной в их классическом понимании. Кто-то был плохо готов формально — не сформировал свое портфолио как следует. Все равно «Гараж» деловито бурлил. Издержки уйдут — событие останется.

Особенно важно портфолио ревю молодым. Они лучше готовят презентации, умеют мыслить сериями и проектами, они готовы разговаривать с иностранными ревьюерами на одном языке. Им повезло на старте.

«Все здесь ищут чего-то авангардного, эдакого. Думаю, эта тенденция скоро прекратится, — говорит мэтр петербургской фотографии историк Александр Китаев. — Позиция художника должна быть — мир прекрасен, а не ужасен. Буду на этом стоять, хотя и в арьергарде. Я был невыездным много лет, а мои фотографии путешествовали. Я им так завидовал! Потом, конечно, наездился. Но когда первый же ревьюер меня спросил: «Что вам интереснее, публикация в журнале или выставка в Сеуле?» — я ответил: «Конечно, выставка! Будет выставка — будет сто публикаций». И фотографирую я сейчас преимущественно в поездках. Только кажется, что я везде снимаю Петербург, куда бы ни поехал».

Куратор Ирина Чмырева рада за молодых:

— Портфолио ревю не решает насущные проблемы поиска сиюминутных ангажементов, оно масштабнее. Одно общение с историком фотографии Владимиром Левашовым может много дать готовому к саморазвитию фотографу. Встречи с профессионалами в разных областях фотографии дают другой масштаб, другое представление о том, чем ты занят. Портфолио ревю — это отлаженная машина профессиональных встреч, стимулирующая фотографическую среду. Западные агенты, которые ездили в Россию в конце 1980-х — начале 1990-х, были первыми, с кем встретились русские авторы и от кого они получили знание о том, как устроено современное фотографическое пространство. Агенты же знали, какой клондайк их ждет! C тех пор ситуация, наоборот, схлопнулась. Общение российской фотографии с внешним миром свелось к минимуму одного-двух каналов. А ведь у нас есть фотографы, награжденные World Press Photo, престижной премией Юджина Смита «За гуманизм в фотографии», в другом месте этого было бы достаточно, чтобы у них были выставки, книги, но не здесь. Поэтому портфолио ревю важно не только для молодых, но для маститых, для них это возвращение, но на другом уровне в профессиональный мир, который их уже знает.

Руководитель проекта Евгений Березнер склонен разделить этот оптимизм:

— Пять лет мы искали возможность сделать портфолио ревю в России. Это не безумные деньги, но и не 3 рубля. Нашли. И вот — 185 участников, 40 зарубежных и 14 отечественных ревьюеров. Уровень представленных работ не очень ровный, но сильный, очерчивающий стиль, суть, дух и репертуар современной отечественной фотографии.

То, что западные ревьюеры предпочитают артикулированные высказывания, которые наши соотечественники принимают за концепты, это правда. Тут проблема в способности и возможности постижения другой культуры. Такой возможности у зарубежных коллег долгое время не было. Надо погружать наших зарубежных коллег в стихию отечественной культуры. Ее значительная часть выражает себя сейчас через фотографию.

Теги:
фото
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera