СюжетыСпорт

Пересечение параллелей

Дэвиду Блатту и его баскетболистам не привыкать плохое обращать в хорошее. У волейболистов же получается наоборот

Этот материал вышел в номере № 105 от 21 сентября 2011
Читать
Дэвиду Блатту и его баскетболистам не привыкать плохое обращать в хорошее. У волейболистов же получается наоборот
Изображение

Заголовок «Два цвета бронзы» я придумал заранее, до двух матчей за третье место на мужских чемпионатах Европы по баскетболу и волейболу — в то, что баскетболисты в Каунасе возьмут медали, верил, а в волейболистах не сомневался. Но бронза оказалась всего одна, и заголовок, соответственно, не пригодился.

Как поется в старой песне, «когда один из друзей грустил, смеялся и пел другой». Радовались баскетболисты, а волейболисты не то чтобы грустили — им было, похоже, все равно, как закончится «ненужная» игра. Матчи в Каунасе и Вене проходили параллельно, и сравнений избежать было невозможно: подопечные Дэвида Блатта превозмогали себя и неуступчивых македонцев; подопечные Владимира Алекно уныло сливали бронзу полякам, которые о медалях и не мечтали.

Два вида — одна обида. На волейбол, естественно. С баскетболом у нас в стране давно всё ясно: если лишить суперлигу легионеров, то и играть будет не с кем, и смотреть не на что. Лидеры держатся на загранице, сборная на израильтянине с американским паспортом. Дэвид Блатт сотворил чудо четыре года назад в Мадриде, выиграв единственный за 20 лет чемпионат Европы не без помощи натурализованного разыгрывающего Джона Роберта Холдена, на чем лимит чудес был исчерпан. Блатт остался тем же и работал со своими ребятами истово, но было ясно, что бьется он в глухую стену — когда выбирать не из кого, остается набирать тех, кто есть.

Вот и получалось, что на чемпионат Европы сборная России отправлялась с одним центровым и без единого классного разыгрывающего, что несколько снижало предстартовый пафос и вызывало большие сомнения в том, что эта команда даже в присутствии единственной российской звезды мирового класса в лице Андрея Кириленко сможет в Литве добраться до медалей — пусть она и выглядела посерьезнее, чем в последние три года.

То ли дело волейбол. Не знаю, как провожали ребят из команды Владимира Алекно в Чехию и Австрию (чемпионат проводился в Карловых Варах и Вене), но дифирамбы им пели два месяца. Было от чего: летом обновленная и избавившаяся от ветеранов сборная в блестящем стиле выиграла Мировую лигу, дважды на одном турнире расправившись с непобедимыми бразильцами. Но Дэвиду Блатту и его команде не привыкать плохое обращать в хорошее. Ну а волейболистам, у которых больших проблем нет, не привыкать обращать хорошее в плохое. За лето об этом как-то подзабыли, но перед чемпионатом вспомнили, что наша славная дружина в самых разных своих вариантах и с любыми тренерами, каждый раз будучи фаворитом чемпионата Европы, ни разу (!) его не выигрывала. Причем в последнее время взяла моду оступаться на ровном месте и проигрывать самой себе, как было в Москве-2007 или в Турции два года назад.

Сейчас подобного не должно было случиться ни при каких обстоятельствах. Но случилось.

…Чувство локтя в командных видах спорта — это больше, чем просто сыгранность, понятие «командный дух» в общепринятые параметры не входит, а характер — категория, статистике не подвластная. Но без них не будет и победной статистики.

В баскетбольную столицу Литвы Каунас на плей-офф надо было попадать через Клайпеду и Вильнюс. Команда Блатта имела проблемы почти в каждом матче, которых оказалось аж восемь, но она выиграла у всех. Включая Словению и Македонию, которым капитан команды Сергей Моня забивал с финальной сиреной. У этой сборной при всех очевидных недостатках в решающие моменты проявлялся несгибаемый командный дух, а еще у нее был Андрей Кириленко, который и являлся его воплощением.

Волейболисты сборной России смотрели на соперников по групповому турниру сверху вниз. Не только Дима Мусэрский с высоты своих 218 сантиметров (даже центровой Тимофей Мозгов чуть пониже) — вся команда, которая до четвертьфинала не имела ни единого повода задуматься. Тревожный звоночек прозвучал еще в Карловых Варах, но первый сет матча с болгарами можно было считать недоразумением. Дальше ждал полуфинал в Вене со сборной Сербии, которую как фаворита никто не рассматривал.

Баскетболисты тоже играли с сербами, только в четвертьфинале. Это были те самые сербы, которые под водительством Душана Ивковича разбили россиян на прошлом чемпионате Европы — вышколенный состав без единой слабой позиции. Они и сейчас хорошо смотрелись, они были по-баскетбольному элегантнее и, пожалуй, интереснее тактически. Но наши бились в защите, не жалея себя, в атаке не боялись рисковать, отдали победе все силы, которых как раз и не хватило на следующий день в полуфинале со сборной Франции. Там шансов почти не было, напрямую на Олимпиаду-2012 не отобрались (путевки достались двум финалистам), но участие в квалификационном турнире себе обеспечили. Оставалось побороться за бронзу.

В Литве минимум десять сборных могли претендовать на победу. В Чехии и Австрии была одна команда, которая считалась безусловным фаворитом, — наша. Все об этом знали, и сербские ветераны, естественно, тоже. Все говорили, что Россию не остановить, — и, кажется, подопечные Алекно тоже в это поверили. Если бы Александр Волков пробил по переходящему мячу, если бы Тарас Хтей не промахнулся, если бы не ошибся судья в концовке тай-брейка — но когда этих «если бы» набирается слишком много, винить остается только себя. Характер в таком бесконтактном виде, как волейбол, проявляется в чистом виде. Ну и командный дух, естественно.

…Команде Дэвида Блатта пришлось тяжело в утешительном финале. Македония лишила счастья всю Литву, сенсационно обыграв хозяев в четвертьфинале, ей медали были даже нужнее. Это была битва, на Кириленко живого места не осталось, — но никто не дрогнул.

В это время Владимир Алекно безуспешно поднимал боевой дух своих орлов. Но даже ненормативная лексика во время тайм-аутов не помогала. Его предшественнику Даниэле Баньоли вменялось в вину, что в пиковый момент итальянец не может передать команде необходимый импульс. Но руководящий поляками Андреа Анастази тоже, вероятно, не знает польского языка — значит, дело было не в этом.

Они ничего не решали, эти два матча за бронзу — путевки на Олимпиаду придется добывать в других местах и баскетболистам Блатта, и волейболистам Алекно. Первым снова будет намного труднее, они и в квалификации фаворитами не будут.

Но дополнительный импульс этой бронзовой компании не нужен. Он у них есть.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow