СюжетыОбщество

Присобачили

Власти Москвы снова поднимают вопрос о депортации бездомных собак

Этот материал вышел в номере № 105 от 21 сентября 2011
Читать
Власти Москвы снова поднимают вопрос о депортации бездомных собак
Изображение

В начале года тему «собачьей ссылки» закрыли из-за скандала. Тогда, напомним, столичный департамент ЖКХ совместно с правительством Москвы выдвинули идею — вывезти около 12 тысяч бесхозных собак из московских приютов в Ярославскую область.

После атаки зоозащитников, ультиматумов от известных актеров и общественников первый заммэра Петр Бирюков пообещал свернуть проект. Собачники успокоились. Пока не узнали, что на 27 сентября 2011 года назначено обсуждение уже, казалось бы, «похороненной» идеи.

Выяснилось, что отказываться от мысли массового вывоза собак никто не собирался. Сейчас мы имеем проект распоряжения правительства города о создании ГБУ (государственное бюджетное учреждение) «Московский городской центр безнадзорных животных». Это не новая структура, а всего лишь воссозданная СОДЖ (Служба отлова диких животных), которая в свое время была признана недееспособной и ликвидирована.

В пояснительной записке к проекту говорится, что ГБУ окажется в подчинении у коммунальщиков, станет заниматься отловом, стерилизацией и «хранением» собак и кошек. Животных будут бесконечно держать в приютах за городской счет. Из положительных моментов — ГБУ получит возможность вести внебюджетную деятельность, что может облегчить нагрузку на бюджет. В частности, центр сможет оказывать ветуслуги за плату, строить гостиницы для животных, собирать пожертвования.

Контролировать все это, согласно проекту, будет некий общественный совет, чьи функции, полномочия и задачи не прописаны.

Немного собачьей калькуляции. В руки ГБУшников, по версии разработчиков проекта, перейдут два московских приюта (Зеленоградский и Кожуховский, на 350 и 2500 голов соответственно). На эти два приюта задумано взять у налогоплательщиков 198 млн рублей, то есть четверть бюджета, выделяемого на все приюты города, плюс на программу стерилизации. Судьба остальных 10 муниципальных приютов Москвы пока находится за скобками проекта. Что будет с ними? Дарья Хмельницкая, президент фонда помощи бездомным животным «ВИРТА», говорит: «Если всех собак из столицы перебросят в Ярославскую область, кому достанутся «приютские» земли, которые пока находятся в ведении префектур? Получается, что они перейдут в руки департамента ЖКХ. Что будет с деньгами, когда ГБУ заберет себе земли: скорее всего, деньги уйдут на мегаприют в область. Вызывает волнение еще и то, что в Москве запрещено уничтожение (отстрел) бездомных собак, а в Ярославской области нет».

Собачников пугает отношение к их питомцам, прописанное в проекте, — по сути, живые существа приравнены к биологическим отходам. «Нас возмущает, что работа с бездомными существами передана департаменту ЖКХ, который всю жизнь занимался «неживой природой»: стоками, клумбами…» — говорит Илья Блувштейн, зампред Российского общества защиты животных «Фауна».

В том, как департамент стремится решить проблему бродячих животных, чувствуется рука дворника.

Что скажет Ярославская область, когда у них устроят грандиозный собачий Освенцим? Каким видом транспорта будут перевозить собак? Кто и как будет контролировать их безопасность? Ответы должны дать власти 27 сентября.

«Стоит ли говорить об условиях мифического приюта в Ярославской области, если в Москве, столице, большинство муниципальных приютов до сих пор работают по временной схеме, многие еще не введены в эксплуатацию? — отмечает Елена Надежкина, представитель инфоцентра «Спасите животных». — Всё, что есть в муниципальных приютах, — это пара бытовок и вольеры. Ни в одном нет отопления и горячей еды, зимой в мисках лед вместо воды, не хватает персонала и ветеринаров. Все приюты держатся лишь на волонтерах, которые сами варят еду, сами лечат, выгуливают и пристраивают животных в добрые руки».

«Проект вывоза животных — чистая утопия, — считает главный ветврач благотворительного фонда защиты животных «Бим» Артем Зверев. — На улицах Москвы находятся примерно 26 тысяч бездомных животных. Согласно закону о ветеринарии, прежде чем пересечь границу соседней области, собаки должны пройти месячный карантин. Где, на какие средства? Ни ресурсов, ни возможностей для этого нет. Кроме того, огромное скопление собак на одной территории просто опасно. Мы сделаем инкубатор для новых мутирующих вирусов. Если начнется вспышка заболеваний — их не остановить».

Московское зоозащитное движение категорически против создания ГБУ и готовит ряд акций против депортации и жестокого обращения с животными. «Мы имеем постановление правительства Москвы № 819 от 2002 года — прекрасный документ, в котором все прописано. Его надо только отдать в надежные руки, создать независимый государственный орган, который занимался бы вопросами бездомных животных», — говорит Хмельницкая.

Люди надеются, что их обращение дойдет до властей раньше, чем собачьи эшелоны двинутся прочь от Москвы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow