СюжетыКультура

Дель арте на Иртыше

«Арлекин» Джорджо Стрелера едет по Сибири

Этот материал вышел в номере № 106 от 23 сентября 2011
Читать
«Арлекин» Джорджо Стрелера едет по Сибири
Изображение

Все-таки в России не всё и не всегда меняется к худшему. В 2001 году, когда «Арлекин — слуга двух господ», легендарный спектакль театра «Пикколо ди Милано», открывал Всемирную театральную олимпиаду в Москве, — безбилетные зрители вынесли двери Малого театра. А осенью 2011 года «Пикколо ди Милано — Театр Европы» и Чеховский фестиваль везут «Арлекина» по маршруту: Ханты-Мансийск — Тюмень — Екатеринбург — Челябинск — Уфа — Казань.

Легендарный спектакль Стрелера легок — в прямом и переносном смысле. Это важно: только за последние десять лет «Арлекин — слуга двух господ» проехал с гастролями двести городов. Живет же он на сцене – умирая, возрождаясь, меняя версии – с 1947-го.

На сцене — балаган комедии дель арте: несколько реек, сменные полотнища задников с добротным венецианским раем XVIII века. Лепнина фасадов, миски с апельсинами, огонь в очаге под суповыми котлами гостиницы Бригеллы — всё сияет цветом.

Старый суфлер, кряхтя, зажигает масляные плошки на рампе балагана. Уличный музыкант с неаполитанской гитарой, сидя сбоку на камне, подыгрывает действу. В кулисах толпятся флейтисты и скрипачи. У каждой из масок — своя ариетта. А ссору влюбленных оркестрик превращает в оперный дуэт с возвышенно-пародийными жестами.

Декорации условны, зато великолепны костюмы: теплая терракота и холодная лаванда камзолов, серебряное шитье, лоскутные и шелковые плащи, треуголки и батистовые чепцы. Гомерическое накладное брюхо Доктора Ломбарди, суета гостиничных поварят и размашистые жесты безрассудной Беатриче, переодетой в мужское платье, хороводы нарядных масок — всё служит фоном плутням Арлекина.

С 1963 года и по сей день роль Арлекина у Стрелера играет Ферруччо Солери. Зрители гастролей 2001 года помнят его кульбиты, цирковые колеса по сцене, превращавшие актера в его классическом костюме в пестрый вихрь ромбов. Но и в 2011-м, когда на поклонах Солери снял черную кожаную маску, — по залу прокатился вздох.

Мэтру «Пикколо ди Милано» — 84 года. Его Арлекин слегка посолиднел, но сохранил главное: «…На дурачка порою я похож. И все ж во мне живет веселая природа — я мигом проведу любого из вельмож!» Веселая природа выживания в любых обстоятельствах — тема «Арлекина» Стрелера. Внутренний message нарядной комедии как нельзя лучше отвечает девизу режиссера «Театр для людей».

На гастролях в Петербурге Ферруччо Солери рассказывал: комедиа дель арте возникла из уличных скетчей безработных, подпиравших стены и колонны Венеции в надежде на любой заработок. Чтобы скоротать время и заглушить голод, предки Арлекина, смеясь, изображали в лицах свои невзгоды. Так начался путь жанра к Гоцци и Гольдони.

…После смерти Джорджо Стрелера в 1997 году его театр «Пикколо» возглавили режиссер Лука Ронкони и театральный продюсер Серджио Эскобар. На пресс-конференции в Ханты-Мансийске Серджио Эскобар напомнил о том, как начинался самый знаменитый драматический театр Италии. В 1947-м, когда половина Милана еще лежала в военных руинах (а суровая эпоха «Похитителей велосипедов» мерцала впереди счастливым будущим), — 26-летний Стрелер и его сверстник Паоло Грасси предложили городским властям создать первый в истории Италии государственный театр. «Потому что именно в трудные времена следует думать о культуре».

Ханты-Мансийск оказался точным выбором для старта гастролей по России.

Город с 80-тысячным населением, административная столица Ханты-Мансийского автономного округа (он же нефтеносный регион с городами Сургут и Нижневартовск, он же древняя Югра… или ее географический правопреемник) стоит на холмах над Иртышом. Хвойная тайга и березняки входят в жилые кварталы. Тротуары идеально чисты. Ободранных пяти- и девятиэтажек здесь вовсе нет. (Правда, снесены и купеческие особнячки XIX века.) Город застроен заново в последние двадцать лет, в основном — в четыре срока губернаторства Александра Филипенко.

Ханты-Мансийск — это добротные стеклобетонные здания, мозаика в стиле рюсс-модерн, красные и зеленые черепичные крыши, башенки и конусы — смесь европейской городской застройки и силуэтов таежного чума. В городе восемь музеев. Школа-интернат для одаренных детей края занимает квартал. В галерее Фонда поколений за двадцать лет собрана не очень большая, но отменная коллекция русской живописи: от икон новгородской школы до Кустодиева, Серебряковой, Лентулова.

В крае, где зима длится месяцев восемь, а летом свирепствует гнус (в 1960-х геологи, искавшие нефть, сходили с ума от неистовства мошки), — рождаемость сейчас в три раза выше смертности.

В 2008-м о Ханты-Мансийске написал восторженный текст «Югорская утопия» совершенно не восторженный писатель Алексей Иванов: «Хотя ему четыре сотни лет, город Ханты-Мансийск — современный, как «Боинг». …Город отстроен за последнее десятилетие. Можно было ожидать фешенебельные шале, казино, торговые комплексы, рестораны… А в Ханты-Мансийске построили Музей Природы и Человека, Музей нефти и газа… университет с настоящим кампусом, кинотеатры-мультиплексы, биатлонный и горнолыжный комплексы, конный манеж, два ледовых дворца… 4-километровый мост через Иртыш, телецентр, жилые кварталы…»

И в финале текста — главное ощущение: «Вряд ли где в нынешней России еще живут люди, которые, как строители первых пятилеток или БАМа, могут сказать о жизни вокруг себя: это все мы построили сами. Не получили в наследство, не приватизировали и не купили, а именно построили. Сейчас уже сложно представить мироощущение человека, который видел, как из трущоб и бараков вырос новый мир, его мир. Хотя такие люди в Ханты-Мансийске ходят по всем улицам».

Для меня город стал уникальным наглядным пособием. Показывающим, как преображает жизнь «нефтяная рента», когда она вложена честно и с умом.

Центр «Югра-Классик», где 16—17 сентября играли «Арлекина», обошелся городу в 58 млн долларов. За одну шестую часть суммы, в которую обходится (за пределами РФ) строительство оперного театра мирового класса, — создано здание с тремя залами: Большой на 1000 мест, Органный и спартанский Зал-трансформер в духе Центра Мейерхольда. Акустические кресла заказаны в Италии.

Зрители, естественно, съезжаются из разных городов полуторамиллионного края. Сургут закупил 500 билетов на «Арлекина» (на автомобиле зрители добирались оттуда три часа, на автобусе – пять). Из Нижневартовска добрые люди ехали в театр шесть часов.

— У нас это строится по европейскому принципу, — говорит директор центра Ирина Ткаченко.

Действительно: так из Парижа в Прованс, из Вены в Зальцбург ездят на фестивальные спектакли в Европе. Только климат в Югре немножко другой.

«Широкого зрителя», готового шесть часов пилить с семьей из Нижневартовска на спектакль Стрелера, — растили восемь лет. (Строительство центра было начато в 2002-м.) Здесь были с гастролями «Мастерская Петра Фоменко», Малый драматический Льва Додина, МХТ, «Геликон-опера». Систематически приезжает Мариинский театр.

Без нефтяных денег этой культурной идиллии в крае не было бы? Наверняка.

Но без упорной работы над качеством народонаселения ее бы тоже не было.

И тут наглядным пособием может служить город Москва.

«Театр для людей» — девиз не только Стрелера, но и Чеховского фестиваля (от Стрелера он и воспринят). Начиная с VIII фестиваля, с 2009 года, когда карнавальный «Туман» Даниэле Финци Паска после московских гастролей выехал в Екатеринбург, — Чехфест рассылает спектакли по России. Филипп Жанти в Воронеже, Доннеллан и Финци Паска в Рязани, Тамбове и Липецке, турне Comedie Francaise по Сибири и Уралу в 2010-м, гастроли «Пикколо ди Милано» — уже не счастливый казус, а гастрольная политика.

«Арлекин» тем временем откочевал из Ханты-Мансийска в Тюмень, а оттуда на Урал. 12—13 октября турне завершится двумя спектаклями в Москве, в Театре Российской армии.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow