СюжетыПолитика

Четвертый «кит»

Дело генерала Сюсюры ведет к делу «Трех китов» — кланы силовиков сводят взаимные счеты

Этот материал вышел в номере № 107 от 26 сентября 2011
Читать
Дело генерала Сюсюры ведет к делу «Трех китов» — кланы силовиков сводят взаимные счеты
Изображение

Завершено расследование уголовного дела в отношении Виктора Сюсюры — генерала МВД, который обвиняется в контрабанде. Обвинительное заключение направлено для утверждения в прокуратуру. Но если у следствия вопросов не осталось, то у «Новой газеты» они есть. Для нас дело Сюсюры — клубок загадок и нелицеприятных фактов. И если клубок распутать, под следствием могут оказаться весьма влиятельные люди. Уже сейчас можно констатировать: в материалах дела есть компромат, выгодный одним силовым ведомствам и не выгодный другим.

Для начала — предыстория. Виктор Сюсюра с 2001 по 2006 год возглавлял Азово-Черноморское УВД на транспорте, которое базировалось в Краснодаре. В октябре 2009 года, когда он стал главой МВД Бурятии, его арестовали по подозрению в контрабанде. Обвинение было связано с краснодарским периодом его работы. Генерал заявляет о своей невиновности. В контрабанду, которая шла через аэропорты Краснодара, Майкопа и Сочи, были вовлечены десятки человек. Семь фигурантов дела, среди которых высокопоставленные работники МВД, уже осуждены. Еще 11, включая сотрудников ФСБ, ждут суда.

Генерала МВД Виктора Сюсюру обвиняют по 59 эпизодам. Часть из них связана с контрабандой через военный аэродром Майкоп (Ханская). Сейчас выяснились новые обстоятельства. Получены официальные данные МВД, согласно которым в зону ответственности Виктора Сюсюры военный аэродром Майкоп не входил. Есть и другой важный момент. Среди вещественных доказательств по делу — авианакладные на контрабандный товар. Отправителем значится турецкая фирма NART TUR. Но фирма прислала адвокату Сюсюры письмо, в котором сообщает, что «никогда не занималась экспортом товаров за рубежом». Документы подделаны?

Контрабанда на майкопском военном аэродроме была раскрыта еще в 2005 году. В эфире Первого канала тогда выступил представитель Следственного комитета при МВД РФ Павел Зайцев, рассказавший о задержании контрабандистов. После этого о майкопском аэродроме все забыли. Почему? Этот вопрос генерал Сюсюра задает в письме в «Новую газету» (см. № 78 от 20.07.11). Генерал уточнил, что в Майкопе «деятельность преступной группы <…> не была пресечена, и ей позволили возить контрабанду еще год и четыре месяца». Согласно материалам следствия, контрабандисты откупились от правоохранительных органов, что и позволило им, контрабандистам, продолжить преступную деятельность. Но опять возникают вопросы.

Среди подозреваемых в контрабанде был Мохамад Амхаз — человек с двойным — ливанским и российским — гражданством. Его объявили было в международный розыск, а потом он удивительным образом дал показания на территории российского посольства в Сирии (об этой странной ситуации мы уже писали, но официальной реакции не последовало). Другой, не менее важный момент. Судя по протоколам допроса, ливанец говорит на чистейшем русском языке и владеет юридической терминологией. Возможно ли это? И самое главное: где Мохамад Амхаз сейчас и почему после допроса его снова объявили в розыск?

Как сказано в протоколе допроса Амхаза, для тогдашнего министра юстиции Юрия Чайки контрабандисты собрали «взятку в размере 5 миллионов долларов США». Тут есть важный момент. Амхаз под протокол говорит о событиях 2005 года, но допрос проходит в 2008-м, когда Юрий Чайка уже занимает пост генпрокурора РФ. Кроме того, на момент допроса уже год как создан Следственный комитет при ГП. Возглавляет его Александр Бастрыкин. И именно ведомство Бастрыкина проводит допрос ливанца. Можно ли предположить, что показания Мохамада Амхаза — отражение известного противостояния Александра Бастрыкина и Юрия Чайки? Эта версия имеет право на жизнь. Как и та, что компромат держали про запас, чтобы вовремя вытащить на свет.

Согласно тому же протоколу допроса, после дачи взятки Мохамад Амхаз якобы поехал к следователю МВД Павлу Зайцеву — тому, который в эфире Первого канала рассказал о поимке контрабандистов в майкопском аэропорту. И следователь Зайцев «выдал <…> все компьютеры и другую оргтехнику, а также документы и денежные средства в рублях и долларах в общем размере примерно 170 тысяч долларов США, изъятые по делу, находящемуся у него в производстве».

«Новая газета» выяснила, что поначалу Павел Зайцев действительно был членом следственной бригады. Однако в дальнейшем он это дело не вел и потому в Москве ни одного следственного действия по нему не выполнял. Тогда почему Зайцев указан в протоколе допроса ливанца? Здесь мы подходим к самому главному. В свое время Павел Зайцев вел знаменитое дело «Трех китов» — о контрабанде итальянской мебели через Одинцовскую таможню. Он получил свидетельские показания о том, что в «трехкитовое» дело был вовлечен полковник центрального аппарата ФСБ (см. «Новую», № 81 от 01.11.04). Возникло противостояние правоохранительных ведомств, в частности — МВД и ФСБ. Павла Зайцева пытались отправить за решетку, но в результате многолетней упорной борьбы он остался на свободе. И после этого, в мае 2008 года, в другом уголовном деле появились порочащие его показания. Можно предположить, что эти показания — продолжение конфликта силовиков. Во время расследования дела «Трех китов» ФСБ пыталась собрать на Павла Зайцева компромат (см. «Новую», № 81 от 01. 11. 04). Сейчас чекисты могли предпринять повторную попытку, используя другое дело.

Павел Зайцев охотно согласился на интервью по поводу контрабанды в аэропорту Майкопа. Он рассказал, что на аэродроме самолеты с нелегальным товаром встречала машина тогдашнего министра МВД Адыгеи. Но почему среди обвиняемых сейчас нет работников адыгейского МВД? Это недоработка следствия или укрывательство?

Надо отметить, что у генерала Сюсюры конфликт с ФСБ и вовсе очевиден: о том, что кубанские чекисты заставляли его закрывать глаза на контрабанду, он рассказал в уже упомянутом письме, опубликованном «Новой». Сюсюра также уверен, что именно из-за противостояния с ФСБ он долго не мог получить звание генерала и, в конечном счете, перевелся из Краснодарского края в Бурятию. Любопытный момент: на недавнее судебное заседание, где рассматривалось ходатайство следствия, Сюсюру привез не полицейский конвой, а люди в гражданском. Они были одеты с иголочки, а увидев у меня фотоаппарат, запретили их снимать.

Сейчас Виктора Сюсюру прекратили знакомить с материалами уголовного дела. История интересная. Например, в течение всего лишь нескольких часов Сюсюра изучил 130 страниц текста, но следствие посчитало это затягиванием, и судья Александр Зеленский со следствием согласился. В зале заседаний Виктор Сюсюра трижды давал судье отвод, но безуспешно. После этого генерал объявил бессрочную голодовку. В деле 1100 томов, но ранее суд вынес постановление о том, что 899 из них должны быть для Сюсюры недоступны. Официальная причина: Сюсюра тянет время. Кроме того, следствие не допустило генерала к ознакомлению с вещественными доказательствами, а сюда входит прослушка телефонных переговоров. Важно учесть, что благодаря ознакомлению ряд материалов дела был сфотографирован и размещен на сайте Виктора Сюсюры. В том числе и скандальные протоколы допроса Мохамада Амхаза. Возможно, кто-то понимает: получи генерал доступ ко всем материалам и вещдокам, в Сети окажется информация, после которой правоохранительные органы придется закрывать за ненадобностью.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow