КолонкаПолитика

Последнее плавание верфевладельца

История коррупционной аферы не закончилась со смертью ее архитектора

Этот материал вышел в номере № 110 от 3 октября 2011
Читать
История коррупционной аферы не закончилась со смертью ее архитектора
Изображение

Смерть предпринимателя Андрея Бурлакова, скончавшегося от ран из травматического пистолета, полученных в московском ресторане, оказалась странной и внезапной. Впрочем, еще более странной и внезапной была его жизнь.

Его, безусловно, можно было назвать лицом российской коррупции. Потому что схема, по которой малозначительный персонаж, в сущности, клерк, выводит из малоизвестной компании, получающей бюджетное финансирование (ФЛК) 1,8 млрд рублей и покупает на них крупнейшие судостроительные верфи Wadan Yards в Германии, — феерична. Мы много раз и в деталях о ней рассказывали. Самое любопытное здесь, что ни до ареста в 2009 году, ни после освобождения под подписку о невыезде сам Бурлаков не считал, что совершил нечто противозаконное. Процитирую: «В чем было преимущество ФЛК? Только в том, что она имела дешевые бюджетные деньги. Когда бюджетные деньги ей давать перестали, не стало и конкурентного преимущества. Разумеется, бизнеса нет. Поэтому я и предложил диверсифицировать этот бизнес. Никто же не возбранял заниматься другими видами бизнеса».

То есть вывести бюджетные деньги и купить на них бизнес для себя — вещь абсолютно нормальная.

Впрочем, если нормой считать регулярно повторяющееся событие, то Бурлаков был не так уж и далек от истины. Так делали многие люди вокруг него.

Кстати, возбужденное в его отношении уголовное дело по факту хищения средств он объяснял просто — происками конкурентов.

В последнее время у Бурлакова не было бизнеса, а значит, и конкурентов.

Из бизнесмена он превратился в важного свидетеля.

Формальный статус обвиняемого не должен здесь смущать. Ведь верфи давно принадлежат не ему, а восходящей звезде отечественного бизнеса Виталию Юсуфову, сыну экс-министра и экс-сотрудника администрации президента РФ Игоря Юсуфова. Если для Бурлакова проект Wadan Yards окончился провалом, то для Юсуфова он скорее послужил трамплином. Оттолкнувшись от которого, он стал одним из главных участников самой заметной сделки на российском рынке в 2011 году. Речь идет о поглощении Банка Москвы (БМ) структурами ВТБ.

Напомню: Юсуфов выкупил крупный пакет акций БМ у его бывшего президента Бородина после того, как Бородин вынужден был выбирать между Лондоном и Бутыркой и выбрал первый вариант. При этом деньги, $1,13 млрд, он получил в кредит у самого Банка Москвы под залог тех самых верфей.

Это тем более поразительно, что на санацию, то бишь спасение БМ от банкротства, ВТБ и государство вынуждены будут потратить на паях более 400 млрд рублей.

О комиссионных, полученных Юсуфовым от сделки, ничего не известно, но, к примеру, 1% от суммы кредита — $13 млн. А статус человека, способного решать проблемы на уровне слияния двух крупнейших госбанков, — и вовсе бесценен.

В этом отношении смерть Бурлакова для Юсуфова оказалась весьма кстати. Ведь без его участия дело о выводе бюджетных денег будет как минимум труднее расследовать. А это дело портит кредитную историю верфей, которые еще не раз могут пригодиться в делах государственной важности.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow