СюжетыОбщество

Защита журналистов от насилия

В память об Анне Политковской

Этот материал вышел в номере № 112 от 7 октября 2011
Читать
В память об Анне Политковской

Дунья Миятович, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ1

Журналистика — важная профессия. Можно видеть в ней мастерство, талант, даже в каком-то смысле, страсть к тому, чтобы рассказать правду, передать информацию, достучаться до других, сообщить новость любыми доступными средствами. Так почему же эта страсть, эта профессия вызывает столь яростные нападки, подвергается критике, воспринимается как нечто одиозное?

Сегодня, в XXI веке, стало опасно быть журналистом, фотографом, сотрудником СМИ. Опасно дружить или жить по соседству с журналистом. Опасно писать о коррупции. Во многих странах мира опасно быть наблюдателем нашего времени и опасно быть человеком, который свободно говорит то, что думает. В настоящее время самой серьезной проблемой для свободы печати является, наверное, вопрос защищенности, потому что сегодня как никогда опасно быть журналистом.

Хотя вызовы и опасности, с которыми сталкиваются журналисты во многих странах, могут отличаться в зависимости от региона, один печальный факт остается верным повсюду: наша свобода самовыражения ставится под вопрос и подвергается угрозам с разных сторон. Иногда эти вызовы вопиющи, иногда — скрыты, в одних случаях используются традиционные методы затыкания рта свободе слова и критике, в других — применяются новые технологии для подавления и ограничения свободы распространения информации и плюрализма СМИ, и слишком часто это приводит к актам физического насилия против журналистов со смертельным исходом.

Убийство — крайняя форма цензуры

Российская Федерация остается государством-членом ОБСЕ, где убито больше всего сотрудников СМИ. Получившие наибольшую известность имена — это Пол Хлебников (русский Forbes), Анна Политковская («Новая газета»), Юрий Щекочихин («Новая газета»), Владислав Листьев (ОРТ) и Дмитрий Холодов («Московский комсомолец»); но не будем забывать и Ивана Сафронова («Коммерсантъ»), Вячеслава Ярошенко («Коррупция и преступность»), Ларису Юдину («Советская Калмыкия сегодня»), Магомеда Евлоева (Ingushetiya.ru), Наталью Скрыль («Наше время») и Валерия Иванова («Тольяттинское обозрение»), а также многих других.

На Украине, спустя более 10 лет после убийства Георгия Гонгадзе, заказчики преступления еще не понесли наказания. Однако похвально, что усилия по расследованию были возобновлены. Властям следует сделать все возможное для выяснения истины об обстоятельствах этой гибели и передать тех, кто несет ответственность за это страшное убийство, в руки правосудия.

А сейчас украинскому правительству предстоит еще одно испытание твердости его намерений — установить, задержать и привлечь к ответственности тех, кто отвечает за исчезновение в августе 2010 года Василия Климентьева, главного редактора газеты «Новый стиль».

Комитет по защите журналистов (CPJ) сообщает, что с 1992 года в регионе Совета Европы2 было убито более ста журналистов, многие-многие другие стали жертвами физического нападения или угроз.

Безнаказанность преступников и пассивное отношение ответственных органов власти к расследованиям преступлений, а также отсутствие с их стороны публичного осуждения этих убийств порождают дальнейшее насилие.

Помимо физического насилия и тюремного заключения существует множество других форм преследования или запугивания журналистов. В последние десятилетия полиция и прокуратура все чаще устраивают налеты и обыски в редакциях СМИ или дома у журналистов и конфискуют их оборудование в поисках утечек, которые рассматриваются как угроза национальной безопасности.

В Белоруссии, например, насилие, развернутое после декабрьских выборов 2010 года против иностранного и белорусского журналистского корпуса, шокировало весь мир. В ноябре 2010 года в Российской Федерации был жестоко избит неизвестными Олег Кашин из газеты «Коммерсантъ». В Болгарии в феврале 2011 года произошел взрыв рядом с софийским офисом редакции еженедельника Galeria. В июле 2010 года Теофил Панчич, политический обозреватель сербского еженедельника Vreme, известный своими критическими статьями о сербских националистах и хулиганах-болельщиках, подвергся физическому нападению.

Во Франции в январе 2011 года Мишель Самес (репортер канала France 24) якобы стал жертвой жестокого нападения. Репортер подал жалобу в полицию, обвинив восемь сотрудников службы безопасности партии «Национальный фронт» в том, что его избили во время освещения съезда партии.

Другим распространенным способом подавления свободы слова в регионе ОБСЕ остается тюремное заключение; журналистов сажают за решетку за то, что они занимаются своим ремеслом, — очень часто за разоблачения случаев коррупции и коррумпированных чиновников. Только в Турции в тюрьме находится более 60 журналистов; власти настаивают, что большинство из них осуждены за преступления, не связанные с их профессиональной деятельностью.

Никто не должен испытывать страх попасть в тюрьму за раскрытие правды. Пока журналисты опасаются за свою жизнь и жизни близких, занимаясь своей работой, мы живем в несвободном обществе.

В 1994 году на Будапештском саммите Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе государства-участники осудили «все случаи нападения на журналистов и преследование журналистов»3. Обнадеживает тот факт, что в декабре 2010 года на саммите ОБСЕ в Астане все 56 государств-участников подтвердили, что права человека и основные свободы не отчуждаемы, и подчеркнули, что защита и продвижение этих прав остаются их первоочередной обязанностью. Они заявили: «Мы категорически и окончательно подтверждаем, что обязательства, принятые в области человеческого измерения, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не относятся исключительно к внутренним делам соответствующего государства»4.

Безнаказанность — вопиющее пренебрежение правами человека

К сожалению, сегодня у СМИ на большей части территории ОБСЕ нет особой надежды, что убийцы их коллег незамедлительно подвергнутся уголовному преследованию и понесут наказание. Большинство из тех, кто совершил данные преступления, не были пойманы и не предстали перед судом, что вызывает серьезные сомнения в эффективности работы правоохранительных органов и судебной системы. Очень часто эта проблема связана не с их компетентностью и уровнем подготовки, а скорее с нежеланием властей предать гласности истину.

Что касается России, где за последние двадцать лет созрел целый «букет» проблем, то следует с удовлетворением отметить, что высшие органы власти принимают деятельное участие в расследовании уголовных дел, связанных с покушениями на журналистов. Также является отрадным тот факт, что председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин дал указание провести изучение всех уголовных дел, заведенных в отношении нападений на работников средств массовой информации. Он поручил своим сотрудникам обратить особое внимание на уголовные дела, расследование по которым было прекращено или приостановлено до того, как было создано возглавляемое им ведомство.

Мы приветствуем вынесение приговора убийце журналиста «Новой газеты» Игоря Домникова, а также убийцам журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой и адвоката-правозащитника Станислава Маркелова. Несмотря на то, что приговор по последнему делу был обжалован защитой, решения суда вселяют в общество надежду на то, что преступления не останутся безнаказанными. И это правильный подход.

Государственные органы должны понять, что насилие в отношении журналистов — это не просто преступление. Это покушение на демократические ценности. Однако одними словами здесь не обойтись. Самые правильные слова не всегда воплощаются в энергичные действия. Наша цель — превращение этих благих намерений в конкретные и эффективные действия. Все страны должны относиться к насилию в отношении журналистов, как к преступлениям, направленным на подрыв общественного порядка и демократических основ государственного управления.

Выводы

Гарантией обеспечения свободы прессы является выполнение трех основных условий со стороны государства:

  • Во-первых, органы государственной власти не должны вмешиваться в деятельность средств массовой информации, так как это противоречит принятым международным стандартам в области обеспечения прав человека.
  • Во-вторых, они должны защищать представителей этой профессии от угроз со стороны других лиц и обеспечивать их безопасность.
  • В-третьих, государство должно создать условия для развития свободной прессы и обеспечения свободы слова. Для успешного решения данной проблемы необходимо четко осознавать, что безопасность журналистов является одним из основных условий построения демократического государства.

1Выдержки из тематического доклада, подготовленного по поручению и опубликованного Томасом Хаммарбергом, Комиссаром Совета Европы по правам человека. 2Совет Европы охватывает практически весь Европейский континент, в него входят 47 государств-членов. См.: www.coe.int 3См.: http://www.osce.org/fom/31232, стр. 21. 4См.: http://www.osce.org/odihr/43677

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow