СюжетыОбщество

Премия за рациональное поведение

Нобелевскими лауреатами стали продавцы надежды

Этот материал вышел в номере № 114 от 12 октября 2011
Читать
Нобелевскими лауреатами стали продавцы надежды
Изображение

Среди уже состоявшихся нобелевских лауреатов есть своя градация. Есть разряд действительно бессмертных, есть те, кому повезло больше, чем примерно равному конкуренту.

Лауреаты по экономике не исключение. Теперь, когда в 2011 году ими стали Томас Сарджент и Кристофер Симс, слышны голоса, что вовсе не они считались фаворитами. Возможно. Но выбор комитета по премиям Королевской шведской академии наук, который при этом трудно заподозрить в конъюнктуре, тем не менее кажется весьма своевременным.

Сарджент изучал экономическую политику правительств на классических развилках, когда в целях поддержки экономического роста разгон инфляции считался допустимым и когда приоритеты менялись на противоположные. А дальше он исходил из того, что экономические субъекты действуют рационально, они должны строить свои действия на перспективу. А раз так, то для экономических субъектов важны не только действия правительства, но и ожидания тех или иных действий. Сарджент построил соответствующую математическую модель — «динамическую макроэкономическую теорию» (именно так называется одна из главных книг Томаса Сарджента, написанная еще в 1987 году).

Вывод более чем обнадеживающий: если субъекты рынка получают «идеальную информацию», экономика не будет нестабильной. Над информацией и поработает его модель.

Его коллега Кристофер Симс в первую очередь исследовал более узкий сегмент: влияние политики ЦБ на макроэкономическую динамику. Хотя замахивался и на политику, о чем свидетельствует его книга «Анализ политики с эконометрическими моделями», вышедшая в 1982 году.

Другими словами, в фокусе у новых нобелевцев — сердцевина экономического регулирования и оценка его рациональности, то есть эффективности.

В этом и есть актуальность выбора лауреатов. Пока кризис владеет инициативой, ни политики, ни даже ученые адекватного ответа ему не нашли. Нобелевский комитет пытается вселить надежду.

Правда, сбудется ли она — вопрос открытый. Во-первых, свои модели авторы строили на послевоенных материалах. Свои главные книги лауреаты-ровесники (обоим по 68 лет) написали в 1980-е годы. Во-вторых, как бы математически ни обрамлять положение о том, что раз поведение субъектов рынка рационально, то никаких потрясений при идеальной информации не должно быть, это живо напоминает некий трюизм.

В конце концов, «идеальную информацию» обсчитывают вот уже 30 лет, но идеал, судя по повторяющимся кризисам, так и не достигнут.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow