СюжетыКультура

Дыру в бюджете затыкают Гнесинкой

Почему интересы силового ведомства надо решать за счет творческого вуза?

Этот материал вышел в номере № 114 от 12 октября 2011
Читать
Почему интересы силового ведомства надо решать за счет творческого вуза?
Изображение

Вот уже скоро месяц как в классах знаменитого учебного заведения — училища (ныне колледжа) имени Гнесиных — стоит непривычная, режущая слух тишина. Все педагоги и студенты на баррикадах — в пикетах и на митингах протеста. Причина одна: колледж не желает расставаться со своей юридической самостоятельностью, чтобы оказаться под крылом одноименной академии.

История начала развиваться нелепо, по законам провинциального детектива. Педагоги училища рассказывают, что вечером 19 сентября они получили SMS-сообщения с приглашением прийти завтра на собрание. При этом ни причина экстренности, ни тема предстоящего сбора указаны в рассылке не были. Те, кто пришел, были ознакомлены с уже подписанным приказом министра культуры № 934 о реорганизации учебного заведения и ликвидации его как юридического лица. Согласно этому оргрешению академия должна поглотить колледж и представить обновленный устав в Минкульт до 15 ноября. В училище подобную затею сочли не только оскорбительной, но и противоправной. И в расстроенных чувствах отчаянно предались протестам, позабыв и об учебном, и о творческом процессах.

В Минкульте утверждают, что приказ родился из наилучших побуждений. Согласно новому закону, если училище не станет структурным подразделением академии, то как среднее, а не высшее учебное заведение оно должно будет расстаться со своим федеральным статусом, а это значит, все иногородние студенты окажутся просто на улице.

Но спрашивается, зачем исполнение федерального закона проводить в такой несуразной и торопливой форме? Учебный год уже в разгаре, и еще месяц назад ничто не предвещало подобного течения чиновничьей мысли. Наоборот, педагогическому коллективу в министерских кругах твердо были обещаны выборы нового ректора. И они уже были назначены на ноябрь, так как занимавшая до событий последних дней этот пост в течение 15 лет Татьяна Петрова утратила всякое доверие подчиненных. Где, извините, элементарная логика в действиях чиновников?!

Логики нет. Зато мотивация налицо. Ректор Российской академии музыки имени Гнесиных, которая теперь уже, ясное дело, беспрепятственно поглотит колледж, Галина Маяровская причиной данной реорганизации открыто называет необходимость заткнуть «дыру» в федеральном бюджете размером 420 млрд рублей, которая возникла в результате переименования милиции в полицию. И этот дефицит, по мнению госпожи Маяровской, было решено покрывать в том числе и за счет оптимизации расходов на образование. Спрашивается, почему интересы силового ведомства надо решать за счет самой неимущей категории наших граждан — педагогов и студентов?! Вопрос, на который не существует вразумительного ответа.

При всей вопиющей циничности вышеизложенных объяснений как со стороны министерства, так и со стороны академии, непонятно и другое: почему тогда всё происходящее коснулось исключительно гнесинцев? И почему, например, другой музыкальный колледж, несмотря на свое официальное название «при Московской консерватории», имеет полную автономию, и тот же самый учредитель — Министерство культуры — не предпринимает попыток к их слиянию? Выходит, что всякий закон у нас по-прежнему имеет избирательную силу. И жертвой в первую очередь становятся слабейшие представители творческой «породы».

Гнесинский колледж, основанный еще в 1895 году, сегодня — с сожалением надо признать — находится не в лучшей творческо-педагогической форме. Если прежде среди его выпускников были Евгений Светланов, Арам Хачатурян, Андрей Эшпай, Тихон Хренников, Захар Брон, то теперь Гнесинка может похвастаться только тем, что за его партами сидели Филипп Киркоров да Дима Билан. Из-за административных промахов руководства учебное заведение не имеет никаких грантов и каких-либо иных финансовых возможностей для поддержки преподавателей и студентов. В результате педагог, чей профессиональный стаж исчисляется не одним десятком лет, получает в колледже зарплату не многим более 4 тысяч рублей в месяц. Естественно, что лучшие представители профессии оставили работу в колледже, сделав выбор в пользу иных учебных заведений или просто частного репетиторства.

После насильственного осчастливливания при помощи реорганизации педагогам обещают поднять зарплату аж в полтора раза! Даже страшно себе представить, как они «зажируют», живя в Москве на сумму около 6 тысяч рублей. И никому из чиновников Минкульта и ректората академии не стыдно оперировать подобными цифрами! Притом что понятно: любое слияние — это неуклюжая попытка так называемой оптимизации расходов. И можно не сомневаться, что в ближайшее время, как говорится, в рабочем порядке, под всякими предлогами (а быть может, и без них) последуют сокращения как преподавательских ставок, так и студенческих мест…

И всё происшедшее на официальном языке называется «Приведением национального стандарта образования к общемировым правилам по «болонской системе», заточенной на поточное производство бакалавров и магистров. Но о какой системе, и уж тем более о каких стандартах, может вестись речь, если учебные заведения, подобные Гнесинке, создавались для взращивания штучных талантов, понять невозможно. Зато ощущение чиновничьего идиотизма или, того хуже, злого умысла на уничтожение того немногого, что еще не разрушено, не покидает. И становится даже любопытно: как бы с ЕГЭ справились, а главное, с какими последствиями для творчества, например, Светланов или Хренников?..

Марина Бабанова — специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow