СюжетыКультура

Несвободная печать бывает только плохой

В Центральном Доме журналиста с 17 по 22 октября пройдет III Международный фестиваль «ПРОФЕССИЯ: ЖУРНАЛИСТ»

Этот материал вышел в номере № 116 от 17 октября 2011
Читать
В Центральном Доме журналиста с 17 по 22 октября пройдет III Международный фестиваль «ПРОФЕССИЯ: ЖУРНАЛИСТ»
Изображение

В то же время журналистика, как и все общество, развращена шоу-бизнесом, инфицирована попсой. Как мило: они теперь все вместе в телевизоре: политики-певцы, телеведущие-журналисты, артисты-спортсмены, музыканты-циркачи: жонглируют, танцуют, скользят по льду. И ладно бы Басков с Собчак — в отряды в меру облагороженной попсы вступают Башмет, Спиваков, Цискаридзе. Пошлое — безвкусно и косно. Вот и прорвало талантливого артиста Машкова на съезде «ЕдРа», когда он, бездарно перевоплотившись в героя брежневского партсъезда, захлебнулся в пафосной истерике. Но впереди планеты всей, конечно же, наш брат журналист, скроенный по новому формату — из современных пластичных материалов. Фестиваль «ПРОФЕССИЯ: ЖУРНАЛИСТ» не столько зеркало, сколько диагноз обществу.

Перерождению журналиста в конферансье посвящена игровая картина «Зайцев, жги!» (недавно ушедшего режиссера Антона Барщевского), рассказывающая о белозубом обладателе глянцевой улыбки, заложнике телешоу. Под воздействием особого препарата он лишается дара… врать перед камерами. Жизнь становится невыносимой… до момента, пока богатые кукловоды не понимают, что «немножко правды» придаст пряность сиропной телевизионной бурде.

В программе фестиваля 45 работ: пара игровых картин, документальные фильмы, телевизионные передачи. Программа, надо сказать, несколько сумбурная. Фестиваль ищет свой формат, да и фильмов, всерьез поднимающих проблемы журналистики, единицы, особенно если речь не о телевизионной форме — о настоящем кино. Но неотформатированность фестиваля сулит и неожиданности. К примеру, на закрытии покажут моноспектакль «Русский репортер» по пьесе военного корреспондента Марины Ахмедовои?.

Несмотря на общее ощущение кризиса профессии, безликости фильмов, отсутствия авторского взгляда, есть в конкурсе работы, заслуживающие внимания. Сделаны в основном на периферии, где не все забетонировано идеологическим катком. Где сквозь асфальт воздержанности и лояльности прорастают побеги свободомыслия.

Маленькая зарисовка «Добро пожаловать в бордель!» Ольги Задворных («Южныи? Урал», Челябинск) — о совместной операции журналиста и угро, разоблачившей в спа-салоне публичныи? дом, клиентами которого были влиятельные люди города. «Планета блогосфера» Алексея Барыкина (Казанская киностудия) — фильм-эксперимент, скроенный из сообщений российских блогеров. Сеть дает иное представление о том, что является событием, кто герой времени. Наибольший резонанс в Сети вызвала деятельность Навального и «Синих Ведерок». В «Цене эфира» Александра Иванова (Чебоксары) — свежий взгляд на телевизионную кухню. Но самой актуальной работой мне показалась программа «Мы не овощи» Екатерины Гордеевой (НТВ). Молодые люди вешают на улицах Москвы плакаты «ТВ без вранья!», «ГИБДД без взяток!» — прохожие скользят мимо, их не замечая. «Гражданскую позицию россиян символизирует этот белый лист!» — эффект от партизанской уличной рекламы ноль. Татьяна Екимова, мать убитого сына, воюет с судебной системой, доказывая, что вместо убийцы сидит невинный. Ребята и девушки на улицах собирают пожертвования в картонную коробку с надписью «На революцию». Организаторы новосибирских монстраций являются на суд сподвижника Артема Лоскутова с фиолетовой капустой — символом тотального общественного равнодушия: «Нам все фиолетово». Дворничиха из Бердска пытается доказать, что мент майор Ковалев — упырь, избил ее беспричинно. Местная газета вместо того, чтобы прогнуться под давлением властей, единодушно увольняется и начинает новую газету, на обложке — обвинение Ковалеву. Маникюрша из Хабаровска на городском митинге в честь 1 Мая читает стихи про то, что «мы не быдло». Но и вирус «овощного гриппа» охватывает все большие слои населения. Нужен иммунитет. Без настоящей, не продажной, не бесстыжей журналистики обществу не выжить.

Россия занимает постыдное 9-е место в списке стран, где безнаказанно убивают журналистов (с начала 1990-х 300 журналистов). Им посвящена фотовыставка, проводящаяся в рамках фестиваля. На их лицах — раритетное благородство. Как писал Добролюбов об отличии настоящего автора, «он не отдает себя на служение неправде и бессмыслице не потому, что не хочет, просто потому, что не может». Как Юрий Щекочихин. Ему посвящен фильм «Однажды я был…» Евгении Головни. Автор пытается распознать «загадку Щекоча», которому сейчас бы исполнилось всего 60 лет. Который не только для близких, но и для всех читателей его очерков в «Комсомолке», «Литературке», «Новой газете» олицетворял профессиональный кодекс чести. Как говорит в фильме Алексей Симонов: «Он выводил людей из тьмы на ощупь». В нем было врожденное неприятие несправедливости и наивная вера в людеи?, в идеальную любовь. В возможность одного человека перевернуть мир. Он горько признается: «Мы опоздали с хрущевской оттепелью». Друзья говорят, он был безоглядным романтиком. Немного заикаясь, Щекочихин задает вопрос Павлу Грачеву: не хочет ли тот уйти в отставку, ведь за ним столько человеческих жертв? Он что, не боялся? Фильм традиционен и предсказуем, и все же в нем возникает образ упрямого «певчего дрозда», взъерошенного, бьющегося за идеалы мальчишки до седых волос. Для общества Щекочихин был «телефоном доверия». Сегодня по нему не позвонишь: абонент недоступен.

На встрече с жюри, которое возглавляет Алексей Симонов, говорим о возможности сделать эти фильмы доступными. На фестивале их покажут бесплатно. Возможно, какие-то картины покажем на сайте «Новой газеты». Потом фильмы призеров можно будет посмотреть в Доме журналиста на «Документальных средах».

«Новая газета» стала инициатором показа фильма Марины Голдовской о нашей коллеге Анне Политковской. Этот показ предварял форум. У члена жюри Александра Политковского (ученика Голдовской на факультете журналистики) отношение к картине неоднозначное. По его мнению, фильм слишком американский: «Но там есть уникальные съемки. Есть Аня — красивая, влюбленная, схвачено время. Фильму не хватает жесткой драматургии». Александр уже пересмотрел большинство конкурсных работ. По его мнению, есть глобальная проблема иссыхания профессии: «Нельзя халтурно, небрежно относиться к своей работе. Зато в программах молодых, таких как «Цена эфира», есть обаяние свежего взгляда. Они выросли в 1990-е, не несут груз совка, но и не успели испугаться, а может, и не испугаются».

Член жюри Сергей Говорухин среди увиденного выделил всего две-три качественные работы, насыщенные идеей, снятые раскованно. В основном потоке — говорящие головы. Сегодняшним молодым трудно сохранить себя. Но не думать об этом непозволительно: ни в человеческом отношении, ни в профессиональном.

Лучшие фильмы про наших журналистов снимают за границей — это показывает международная программа фестиваля. Фильмы не только о свободе слова, прежде всего они о главном дефиците общества — внутренней свободе. Французская журналистка Милен Солуа («Кто убил Наташу») исследует причины убийства журналистки Натальи Эстемировои? и всю систему насилия в отношении осмелившихся говорить о нарушениях прав человека в Чечне. «Наша газета» голландского режиссера Элины Флипсе — про деревенского репортера Андрея Школьного. Который пишет, как дышит: про докторшу, носящуюся за многие километры к больным, про деревню без воды, про встречу фермера со своей собакой. Это взгляд на жизнь изнутри. Честный и серьезный.

Знаете, отчего зарубежные фильмы лучше? Оттого, что их авторов не давит петля самоцензуры. Ведь точно заметил Камю: «Свободная печать бывает хорошей или плохой. Это верно. Но несвободная печать бывает только плохой».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow