СюжетыОбщество

Люди со Старой площади захватили Китай-город

Чиновники занялись отчуждением исторического района Москвы. С настоятелем храма Святой Троицы в Никитниках плотно работает ФСО

Этот материал вышел в номере № 118 от 21 октября 2011
Читать
Китай-город возвращается к тому, каким он был когда-то. Квартал придворных аристократов, купцов и дьяков, исстари отгороженный от остальной Москвы крепостной стеной, вновь отсекают от города. Забор-новодел, как и прежде в царские времена, отделит страну и город от главного бюрократического квартала...

Китай-город возвращается к тому, каким он был когда-то. Квартал придворных аристократов, купцов и дьяков, исстари отгороженный от остальной Москвы крепостной стеной, вновь отсекают от города. Забор-новодел, как и прежде в царские времена, отделит страну и город от главного бюрократического квартала. Дьяки администрации президента и аристократы из иных ведомств наконец снова получат физически изолированное от людей пространство.

Сегодня кусок Китай-города в границах между Ильинкой и Варваркой пока еще остается открытым для пешеходов. В начале осени район был еще открыт и для автомобильного транспорта. Но совсем недавно шлагбаумы, преграждающие свободный проезд, возникли в переулках Никольском, Никитниковом и Ипатьевском со стороны Варварки. Ограничили движение и в Рыбном переулке. Вместе со шлагбаумами появились будки с часовыми и металлические калитки.

Активисты из Архнадзора негодуют. «Такого, — говорил мне координатор движения Константин Михайлов, — не было даже при коммунистах — чтобы средоточие культурных памятников закрывали для свободного доступа людей. Фактически мы сейчас имеем дело с отчуждением целого исторического района в пользу канцелярских служб».

В среду, 19 октября, с коллегой Михайлова известным краеведом Рустамом Рахматуллиным мы отправляемся обследовать территорию. «Пока еще пускают, нужно идти. А завтра, может, уже и не сможем», — с неподдельной тревогой сообщает краевед.

Рахматуллин просит зафиксировать (на фотоаппарат) установленные в переулках шлагбаумы, которых не было еще несколько дней назад. Часовые прячут лица от объектива.

— Медленно, но верно мы теряем Китай-город для туризма, — рассказывает на ходу краевед. — Раньше здесь я мог провести экскурсионную группу почти в любой двор. Но с разрастанием администрации президента стали возникать турникеты, тупики, шлагбаумы. В какие-то места мы уже никак не можем попасть. Вот, скажем, палаты иконописца Симона Ушакова XVIII века. Тут теперь офис Федерального казначейства.

Нужно сказать, в связи с закрытием Китай-города пострадает не только туристическая привлекательность Москвы. Под вопросом окажется существование нескольких церковных приходов. И самого главного в этом историческом квартале — храма Святой Троицы в Никитниках. Храм — один из немногих архитектурных памятников Москвы, потенциальных кандидатов в объекты наследия ЮНЕСКО.

— Это величайший памятник, с его появлением родился «большой стиль» XVII века — узорочье, — рассказывает Рахматуллин. — Богатейший купец Никитников строил храм как свой домовый и одновременно как приходский, поскольку приход составляла дворня. При советской власти в храме был филиал Исторического музея, реставрировались уникальные настенные росписи XVII века. А сейчас доступ к храму может оказаться закрытым.

Но конечно, не совсем закрытым. На днях, например, к настоятелю храма отцу Арсению обратились сотрудники ФСО и Управления делами президента. И попросили составить списки «потенциальных прихожан» — «для установления личностей на КПП при входе в Китай-город и доступа на церковные службы и литургии».

— Наш приход — не очень большой, — рассказывает мне помощник о. Арсения по экскурсионно-просветительской работе Сергей Борисов. — Бизнесмены, менеджеры и пенсионеры из спальных районов. Кто-то приходит чаще, кто-то реже, как их всех собрать в единый список? Мы не знаем, нужно еще и согласие самих людей…

— А местные чиновники приходят? — спрашиваю Борисова.

— Очень редко ходят. У них своя служба, у нас своя. Ну, иногда кто-нибудь и забежит свечку поставить…

— Вы обращались к своему начальству?

— Вы об РПЦ? Вы полагаете, они в силах что-то сделать?

— Наверное, патриарх Кирилл мог бы решить проблему одним звонком. Обращались к нему?

— До Кирилла далеко, — с грустью вздохнул Борисов. — Да и зачем ему это.

В пресс-службе Московской Патриар-хии «Новой» сообщили, что не в курсе ситуации вокруг храма в Никитниках, хотя и сказали, что похожие случаи — с церквями посреди чиновничьих кварталов — имеются. Но формулировать свою позицию по этой теме Патриархия не считает нужным.

Федеральная служба охраны также отказалась от комментариев, переадресовав все вопросы в Управление делами президента. На момент подписания номера УДП на запрос газеты не ответило.

Кстати, важная деталь. Проблемы у храма начались вскоре после вселения в здание напротив именно УДП. Еще недавно здесь, в особняке семейства Вадковских, на Старой площади, 10/4, были офисы РСПП, фармацевтической фирмы и благотворительного фонда. Но все они были выставлены вон, на особняке появилась табличка «Управление делами президента», а Никитников переулок превратился в парковку черных машин с мигалками.

Сейчас новые обитатели здания ведут большой ремонт. С Рахматуллиным нам через арку удалось пройти во внутренний двор особняка. Всюду мельтешат гастарбайтеры в синей спецодежде, две узбечки месят цементный раствор.

— По-моему, это наш последний визит сюда, — сказал краевед. — Теперь это все их.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow