Сюжеты

Предок сицилийских мафиози

В Третьяковской галерее проходит выставка Антонелло да Мессина

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 118 от 21 октября 2011
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

В Третьяковской галерее проходит выставка Антонелло да Мессина

 

ИТАР-ТАССТворчество одного из крупнейших мастеров Раннего Возрождения сицилийца Антонелло да Мессина стоит несколько особняком от всего итальянского искусства той поры, подобно тому, как остров Сицилия отделен от материковой Италии водами пролива. Работы этого мастера известны отечественному зрителю в основном по репродукциям, потому как оригиналы отсутствуют в российских музеях. Восполнить этот пробел позволяет выставка Антонелло да Мессина, открытая в Третьяковской галерее. На ней представлено четыре подлинника из музеев Сицилии (три из них до сих пор не покидали пределов Италии), а также два десятка качественных репродукций его наиболее известных работ из других европейских музеев.

Год рождения Антонелло доподлинно неизвестен. Предположительно он родился между 1429 и 1431 годами. Его отец был ювелир и резчик по камню. От него будущий художник получил первые уроки изобразительного творчества. Позднее Антонелло да Мессина учился и работал в Неаполе при дворе короля Альфонсо Антонелло, возможно, в Риме. И, наконец, возвратился в Мессину, где и умер в 1479 году, почти до конца жизни работая над заказами. Сохранилось немало работ, несомненно, принадлежащих кисти Антонелло. Однако исследователи явно испытывают затруднения в их датировке. Вызывает недоумение, что почти все воспроизведенные в репродукциях картины датированы только 70-ми годами XV века, в основном 1475-м и 1476-м.

Неаполь в те времена был одним из важнейших торговых центров Средиземного моря. И потому произведения Антонелло вобрали в себя черты итальянского, нидерландского, французского и испанского искусства. Но было и свое, чисто сицилийское. Мужчины на его портретах — это типичные крутые сицилийские мафиози «Коза Ностра» — с литыми физиономиями, каменными челюстями, короткими носами и с лукавым огоньком в глазах. Представленные на выставке портреты святых Иеронима, Григория Великого, Папы Римского, и Августина исполнены в кричаще-красных тонах, а их священнические облачения напоминают латы с металлическим блеском. Кажется, что обложка книги Священного Писания, которую держит в руках св. Григорий, обшита железом — символ ее незыблемости. «Распятия» Антонелло жестоки и брутальны. На одном из них тела распятых разбойников садистски вывернуты и изломаны, словно под воздействием пыток. А на одной из последних работ художника «Оплакивание» (ее уже заканчивал сын Антонелло — Якобелло) лицо Христа искажено невыносимой болью. Более гармоничны и уравновешенны мадонны Антонелло. На картине «Благовещение» юная Богоматерь изображена в голубом платье с книгой в руке. Дева Мария облачена в бордовую ризу и держит на руках Младенца, благословляющего монаха-францисканца. На ее обратной стороне темперой написан нервный и утонченный образ страдающего Христа.

Произведения Антонелло да Мессина, долгое время незаслуженно забытые, были вновь открыты в начале ХХ века. Они оказались созвучны современному искусству, повествующему о трагических катаклизмах и контрастах нашего времени.

Владимир Соколовский

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera