СюжетыКультура

Предок сицилийских мафиози

В Третьяковской галерее проходит выставка Антонелло да Мессина

Этот материал вышел в номере № 118 от 21 октября 2011
Читать
В Третьяковской галерее проходит выставка Антонелло да Мессина
Изображение

Год рождения Антонелло доподлинно неизвестен. Предположительно он родился между 1429 и 1431 годами. Его отец был ювелир и резчик по камню. От него будущий художник получил первые уроки изобразительного творчества. Позднее Антонелло да Мессина учился и работал в Неаполе при дворе короля Альфонсо Антонелло, возможно, в Риме. И, наконец, возвратился в Мессину, где и умер в 1479 году, почти до конца жизни работая над заказами. Сохранилось немало работ, несомненно, принадлежащих кисти Антонелло. Однако исследователи явно испытывают затруднения в их датировке. Вызывает недоумение, что почти все воспроизведенные в репродукциях картины датированы только 70-ми годами XV века, в основном 1475-м и 1476-м.

Неаполь в те времена был одним из важнейших торговых центров Средиземного моря. И потому произведения Антонелло вобрали в себя черты итальянского, нидерландского, французского и испанского искусства. Но было и свое, чисто сицилийское. Мужчины на его портретах — это типичные крутые сицилийские мафиози «Коза Ностра» — с литыми физиономиями, каменными челюстями, короткими носами и с лукавым огоньком в глазах. Представленные на выставке портреты святых Иеронима, Григория Великого, Папы Римского, и Августина исполнены в кричаще-красных тонах, а их священнические облачения напоминают латы с металлическим блеском. Кажется, что обложка книги Священного Писания, которую держит в руках св. Григорий, обшита железом — символ ее незыблемости. «Распятия» Антонелло жестоки и брутальны. На одном из них тела распятых разбойников садистски вывернуты и изломаны, словно под воздействием пыток. А на одной из последних работ художника «Оплакивание» (ее уже заканчивал сын Антонелло — Якобелло) лицо Христа искажено невыносимой болью. Более гармоничны и уравновешенны мадонны Антонелло. На картине «Благовещение» юная Богоматерь изображена в голубом платье с книгой в руке. Дева Мария облачена в бордовую ризу и держит на руках Младенца, благословляющего монаха-францисканца. На ее обратной стороне темперой написан нервный и утонченный образ страдающего Христа.

Произведения Антонелло да Мессина, долгое время незаслуженно забытые, были вновь открыты в начале ХХ века. Они оказались созвучны современному искусству, повествующему о трагических катаклизмах и контрастах нашего времени.

Владимир Соколовский

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow