СюжетыКультура

Милано-питерская «Раймонда»

В Ла Скала русские реконструировали поздний балет Мариуса Петипа

Этот материал вышел в номере № 118 от 21 октября 2011
Читать
В Ла Скала русские реконструировали поздний балет Мариуса Петипа
Изображение

На постановку «Раймонды» Махар Вазиев, экс-директор балета Мариинского театра, ныне возглавляющий балетную труппу Ла Скала, позвал свою признанную петербургскую команду, состоящую из хореографа-реставратора Сергея Вихарева и координатора по архивным исследованиям Павла Гершензона. (В Петербурге по Гарвардским записям, в просторечии называемым «сергеевскими», сделанным и вывезенным после революции за границу режиссером Мариинки Николаем Сергеевым, они вместе осуществили реконструкции старинных балетов Петипа «Баядерка», «Спящая красавица», «Пробуждение Флоры», два из которых были отмечены «Золотой маской».)

Накануне премьеры состоялась конференция, посвященная историческому наследию и открывшая Дни Санкт-Петербурга в Милане, в рамках которых прошли также гастроли спектаклей Льва Додина «Три сестры» и Андрея Могучего «Pro Turandot».

Сам балет «Раймонда» имеет прямое отношение к Милану и Санкт-Петербургу. На премьере в Петербурге в 1898 году выступила миланская виртуозка и прима-балерина Мариинки Пьерина Леньяни. Теперь премьеру в Милане танцевала петербургская балерина из Мариинки Олеся Новикова, единственная из всех современных Раймонд, сумевшая проделать трюк Леньяни — виртуозную вариацию во втором акте с entrechat quatre на пуантах, для выполнения которой нужно обладать стальным носком. Она же грациозно пропела венгерскую вариацию в гран па, мечтательно и без хлопков в ладоши, введенных на западе «диким русским» Рудольфом Нуреевым. Во втором составе скаловская прима-балерина Марта Романья выдержала роль как раз в русских традициях, с задором и характером. Ее партнером был отменный премьер театра Эрис Нежа, ничуть не уступающий выступившему в первом составе Фридману Фогелю, приглашенному солисту Ла Скала, танцовщику из Штутгарта. Как и на премьере в XIX веке, костюм Жана де Бриена украшал крест — символ, между прочим, Милана.

Семь сольных вариаций Раймонды, четыре сюиты классического и характерных танцев — это обязательный скелет «Раймонды», где бы она ни шла — в Москве, Петербурге или Париже. Но миланская постановка показала, что это далеко не все, что было задумано балетмейстером Мариусом Петипа и директором Императорских театров Иваном Всеволожским, выступившим в роли художника по костюмам.

«Раймонда» Петипа/Вихарева — спектакль о грезах любви, а мир Раймонды — это мир музыкальных баллад и песен трубадуров. Гармонию и счастье, которые Александр Глазунов, знаток Средневековья, вылил в музыке, мастер феерий Петипа разлил в неторопливом и широко развернутом действии ожидания ниспосланного свыше счастья героини. И счастливый жребий, и испытания, выпадающие на долю Раймонды, посылает купированная в советских редакциях фигура Белой Дамы, подобно скульптуре Мадонны возвышающаяся на пьедестале. Потом она оживает и спускается с пьедестала, оживление скульптуры — классический театральный мотив конца XIX — начала XX века. Именно Белая Дама вносит мотив видений, и вроде бы батальный спектакль с поединками и сражениями она превращает в спектакль о чуде. И вся его декоративная избыточность работает на эту основную визионерскую идею.

Театр Петипа с его обилием разноцветных костюмов, аксессуаров, шестью сменами декораций заиграл. Например, грандиозная картина «Сон» складывается из четырех рядов сложно построенного кордебалета (от детей до первых солисток). В ней заняты две солистки с вариациями, двенадцать неподвижных корифеек с крыльями на головах и лавровыми ветвями в руках (символом славы и победы), рыцари со щитами. Всю композицию возглавляет главная корифейка с серебряными трубами. В центре многокрасочной и многолюдной сцены сама Раймонда, танцующая сначала с мечом своего будущего жениха Жана де Бриена, потом — с лавровой ветвью, атрибутами доблестного рыцаря. Возрожденные аксессуары оказались тесно связанными с сохранившейся хореографией: острие меча из «Сна» находит развитие в хореографически острых позах гран па последнего акта Раймонды и Жана де Бриена, в скрещениях, подобно турнирным рапирам, арабесков.

Контрастная же сюита отдана другому мужскому персонажу — сарацину Абдерахману (во втором составе отличился сочный Андреа Вольпинтеста), который обрушивает на Раймонду массу темпераментных танцев. Вернувшийся на место испанский танец (переделанный позже в панадерос) в исполнении безупречных характерных стилистов явился настоящей жемчужиной. А идущая вслед за ним вакханалия, в которой участвуют девушки-виночерпии с распущенными волосами и бокалами в руках, довершала сюиту обольщения героини. Не зря современники конца XIX века сравнивали свое впечатление от трехактной «Раймонды» с впечатлением от тетралогии «Нибелунгов».

Последний большой спектакль восьмидесятилетнего Петипа, венец академического Императорского балета, «Раймонда» завершает великую трилогию 1890-х годов с мотивами сна, пробуждения и видений, начатую «Спящей красавицей» и продолженную «Пробуждением Флоры». И реконструкция «Раймонды» Сергеем Вихаревым в Милане успешно завершает его личный проект, связанный с возрождением этих трех великих петербургских шедевров. Жаль только, что в гастроли балета Ла Скала, которые состоятся в декабре в Большом театре, не включена «Раймонда».

Варвара Вязовкина

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow