СюжетыОбщество

В Москве активно качают права

Этот материал вышел в номере № 118 от 21 октября 2011
Читать

Неделя российского Интернета (Russian Internet Week — RIW), центральное осеннее мероприятие по интернет-тематике, открылась 19 октября в «Экспоцентре» на Красной Пресне. Но еще накануне официального открытия, целый день 18 октября был заполнен специальной конференцией «Интернет и право», посвященной в основном проблеме охраны интеллектуальной собственности в условиях глобальной Сети. Впервые открыто поставили вопрос о пересмотре базовых принципов авторского права, зафиксированных в Бернской конвенции, которую авторы предложили заменить новой, условно названной Московской.

Собственно, тема «Интернет и право» включает в себя далеко не только охрану авторских прав — к ней относятся и другие проблемы, связанные с переводом многих направлений традиционной деятельности в виртуальное пространство. Некоторые из этих проблем — такие как удаленная работа, никак не регулируемая трудовым законодательством, борьба с киберпреступностью, вопросы о равноправии электронного и бумажного документа и т.п., были затронуты в рамках этой конференции и на следующий день, на круглом столе «Безопасный Рунет», организованном Минкомсвязи в рамках RIW. Но все-таки тема об интеллектуальной собственности, уже более десяти лет являющаяся главным источником споров и конфликтов вокруг Интернета, занимала центральное место в обсуждениях.

После введения в действие в 2008 году 4-й части Гражданского кодекса (разработанной под руководством президента Медведева и посвященной охране интеллектуальной собственности) несколько лет подряд российские властные органы делали вид, что проблемы авторского права в России не существует. И хотя и представители интернет-индустрии, и правообладатели, и даже высшие судебные инстанции неоднократно указывали на неразрешенные вопросы и противоречия в законодательстве, деятельность по этой части не выходила за рамки круглых столов и конференций.

Эти неразрешенные вопросы затронули лично Дмитрия Медведева. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова осенью 2008 года разрешила на условиях одной из свободных лицензий Creative Commons пользоваться контентом президентского сайта. Но это была фактически лишь ничем не подкрепленная декларация о намерениях — из нее следовало, что президент, видимо, не будет преследовать тех, кто копирует и распространяет содержимое его сайта. Нодаже президент не может придать своим выступлениям свободный статус официально ввиду отсутствия в нашем законодательстве понятия «свободная лицензия».

Новый всплеск интереса к теме возник по инициативе сверху — от самого Дмитрия Медведева, поставившего задачу по доработке ГК как раз в части свободных лицензий. Выступавшие на конференции начальник отдела Исследовательского центра частного права при президенте РФ Елена Павлова и Станислав Козловский, исполнительный директор фонда Wikimedia Russia*, рассказали о многочисленных трудностях на пути разрешения одной только этой, сравнительно частной проблемы. В странах, где господствует прецедентное право, свободные лицензии довольно легко адаптируются к существующим законам — возникающие проблемы снимаются в процессе юридической практики. А в нашей стране даже такое простое нововведение может потребовать либо кардинального пересмотра самих основ законодательства, либо многолетнего труда теоретиков над сочинением и полировкой формулировок.

Но самое важное следствие из инициатив президента — возникновение сразу двух альтернативных проектов, кардинально меняющих принципы автор-ского права, заложенные еще в Бернской конвенции, принятой более века назад, в 1886 году, и последний раз подвергавшейся ревизии задолго до наступления «цифровой эры», в 1979-м. Причем обратите внимание, что один из этих проектов исходит от государственной структуры — Министерства культуры РФ. Другой, более радикальный проект «Московской конвенции по авторскому праву» предложен общественным объединением — Ассоциацией интернет-издателей.

В современном законодательстве любое произведение охраняется по умолчанию — вне зависимости от желания автора или от того, распространяется ли оно в миллионах экземпляров, или просто лежит в столе в виде никогда не публиковавшейся единственной печатной копии.Самое кардинальное изменение, которое предлагают оба этих проекта, — возвращение к регистрационной модели авторских прав, когда-то, на заре возникновения этого раздела законодательства, уже опробованной в США и других странах. Именно оттуда ведет свое происхождение ныне необязательный значок копирайта (обозначавший в то время, что произведение зарегистрировано, и следовательно, охраняется).

Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей, представлявший проект «Московской конвенции», указал на то, что во время действия регистрационной модели регистрация около 85% произведений (зарегистрированных, заметим, на срок всего 14 лет) не продлевалась. Поэтому современный срок действия авторского имущественного права в 70 лет с года смерти автора он назвал «пожизненным заключением».

Предложение Министерства культуры менее радикально и пытается обойти положения Бернской конвенции, не отменяя ее. Екатерина Чуковская, заместитель министра культуры, назвала его «Концепцией всемирного реестра произведений». Причем в проекте речь идет лишь о произведениях в цифровой форме, которые так и называются «цифровыми формами». Но, как указала в прениях упомянутая Елена Павлова, несмотря на жонглирование словами, это та же самая регистрация, и фактически речь идет о революции в области авторских прав — ведь незарегистрированные произведения предлагается считать незащищенными.

На следующий день концепция «Московской конвенции» получила активную поддержку от директора Координационного центра национального домена Андрея Колесникова. Колесников указал на то, что поддержка файлообменных сетей-торрентов, вызывающих больше всего нареканий правообладателей, встраивается даже в домашние роутеры**. Добавим к этому, что она имеется во многих других устройствах для домашнего пользования, среди которых даже некоторые модели телевизоров. Все это означает, что запретительные действия копирайтного лобби во всем мире идут вразрез с тенденциями технического прогресса. Колесников предложил собрать тысячу школьников и спросить, пользуются ли они торрентами, он уверен, что вся тысяча охотно поднимет руки. Можно, кстати, и взрослых собрать, результат будет примерно таким же.

Причем, как указал Владимир Харитонов, Россия совсем не является «рассадником пиратства». Озвученные на той же конференции цифры Фонда «Общественное мнение» утверждают, что каждый второй российский пользователь не различает лицензионный и нелицензионный контент. Интересно, что в США эта цифра даже выше — там легальностью контента не интересуются 61% пользователей, а в Великобритании — 58%.

Но самое главное событие, которое позволяет надеяться на то, что инициативы, подобные «Московской конвенции», не останутся лишь маниловскими задумками, состоялось в конце сентября в Европарламенте. Совместное заявление под названием «Творчество и авторское право в цифровую эпоху» сделала объединенная группа «зеленых» и Европейского свободного альянса, представляющего интересы национальных меньшинств.

Авторы документа отметили, что «сегодня авторское право развилось до такой степени, что накладывает серьезные ограничения на то, что обычные граждане делают в повседневной жизни». В заявлении идет речь фактически о том же самом, о чем совершенно независимо от европарламентариев говорится в российских проектах: о декриминализации копирования в личных целях, о сокращении срока охраны произведений (в европейском проекте предлагается 20 лет с момента выхода произведения в свет, как это действует для патентов), об отмене санкций за обход технических средств защиты контента, и самое главное — о введении регистрационного порядка для охраняемых произведений.

Сейчас в области авторских прав создалось положение, которое вызывает ощущение какой-то неловкости. Даже в случае классических произведений, которые за давностью сроков вроде бы должны перейти в разряд общественного достояния, никогда нельзя быть уверенным, что из-за угла неожиданно не вылезет какой-нибудь правообладатель, например, на оформление, шрифт, перевод или комментарии. В процессе написания собственных книг о компьютерах я нередко сталкиваюсь с ситуацией, когда приходится отказываться от приложения к ним известных и всем бесплатно доступных программ, для которых, однако, не указаны условия распространения, а до автора достучаться не удается. То есть автору явно безразлична судьба его творения, но по закону оно оказывается защищенным, пока в явном виде не доказано обратное.

И речь фактически идет об альтернативе — либо мы будем пересматривать сложившиеся основы человеческой культуры, либо одно лишь копирайтное законодательство, которому всего-то чуть больше ста лет.

* Фонд поддержки ряда некоммерческих интернет-сообществ, наиболее известное из которых — свободная энциклопедия «Википедия». ** Роутер (маршрутизатор) — устройство для построения локальной (в частности, и домашней) сети, связанной с Интернетом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow