СюжетыОбщество

В Чечню — по обмену опытом

Из командировок на Кавказ полицейские привозят методы выбивания признательных показаний

Этот материал вышел в номере № 118 от 21 октября 2011
Читать
Из командировок на Кавказ полицейские привозят методы выбивания признательных показаний
Изображение

В начале апреля 2009 года 39-летний гражданин Узбекистана трое суток провел в Железнодорожном РОВД Воронежа, куда его забрали без объяснения причин. В отделении он был подвергнут истязаниям и пыткам: его избивали, потом связали, просунули между коленями и локтями лом и подвесили между двумя столами. Плохо говорящий по-русски узбек не сразу понял, что милиционеры хотят, чтобы он признался в убийстве. Ему подключали ток к ушам и били по голове стеклянной бутылкой из-под пива…

Истязания продолжались до тех пор, пока Рашид не согласился взять на себя убийство неизвестного ему человека. Но сейчас он не проходит по делу даже свидетелем — признательных показаний оказалось недостаточно, дело не срослось. Однако все попытки Раззакова и воронежского правозащитного центра «Мемориал» привлечь к ответственности милиционеров, пытавших его, закончились ничем — в возбуждении уголовного дела им было отказано пять раз. После этого, уже в октябре 2009 года, потерпевший направил жалобу в Европейский суд по правам человека. А 19 сентября Страсбург принял ее к рассмотрению.

Адвокат и правовой советник воронежской Межрегиональной правозащитной группы Ольга Гнездилова знакома не с одним делом о пытках в правоохранительных органах: «Кроме дела о пытках Рашида Раззакова в Воронеже широко известен также случай Георгия Быкова. Страсбургский суд постановил, что для получения признания к нему применялись пытки, и жалобы Быкова не были эффективно расследованы. Россию обязали выплатить Георгию 15 тысяч евро. На данный момент в ЕСПЧ принята к рассмотрению еще одна жалоба воронежца — Павла Манжоса, который тоже был подвергнут жестоким истязаниям в Центральном отделении милиции».

В Комитете против пыток отмечают, что в России статистика пыток одинаково безрадостна повсеместно. Но выделяются южные регионы страны, и в особенности — Чеченская Республика. Пресс-секретарь комитета Станислав Луговой называет этот регион «самым жутким». Как говорит Луговой, «пытают в основном полицейские, по большей части с целью выбить показания. Хотя бывали случаи, когда сотрудники ГИБДД истязали людей, нарушающих правила. Происходит это обычно в отделениях полиции, реже — в следственных изоляторах.

Если говорить о методах — чаще всего это обычные побои. Но встречаются случаи, когда применяются более жестокие способы давления, именуемые на жаргоне силовиков «ласточкой», «слоником» или «звонком Путину».

Многие сотрудники МВД привозят опыт истязаний из горячих точек. Так, один из воронежских полицейских, возможно, причастных к пыткам Раззакова, фигурирует и в жалобе жителей Чечни. Такие совпадения — не редкость и в других регионах.

«По нашему заказу Социологичес-ким институтом РАН было проведено любопытное исследование. На вопрос «Можете ли вы припомнить за всю жизнь случаи применения сотрудниками милиции в отношении вас насилия, которое вы определили бы как незаконное?» положительно ответили 21,3% респондентов. По сути, это каждый пятый гражданин России», — комментирует ситуацию Станислав Луговой.

Согласно статистике ЕСПЧ, 15% жалоб против России, рассмотренных Страсбургским судом, касается нарушения третьей статьи Конвенции о правах человека, запрещающей пытки. Это в несколько раз выше, чем в среднем по Европе.

Андрей Насонов

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow