СюжетыКультура

Mr. Freeman: Россия — глубокое «средневековье» XXI века

Как мультипликационный персонаж решает серьезные проблемы

Этот материал вышел в номере № 120 от 26 октября 2011
Читать
После обращения к действующему президенту популярность Мистера Фримена — виртуального «человечка», режущего нелицеприятную правду в глаза интернет-сообществу, вышла за пределы мониторов Рунета. Нам удалось связаться, «переговорить» с mr Freeman и задать ему вопросы, возникшие у многих после его виртуальной речи.
Изображение

После обращения к действующему президенту популярность Мистера Фримена — виртуального «человечка», режущего нелицеприятную правду в глаза интернет-сообществу, вышла за пределы мониторов Рунета. Паяц и балагур вслед за знаменитыми мудрыми «дураками» — шекспировскими шутами, адресуется к власти напрямую, обличает глупца и подлеца, и его «пластическое выступление» рифмуется с шекспировскими строками:

Кто в службе видит лишь расчет И трудностей боится, На тех средь бед и непогод Тебе не положиться.

Нам удалось связаться, «переговорить» с mr Freeman и задать ему вопросы, возникшие у многих после его виртуальной речи.

— Как родилась идея сотворения MF (может, был конкретный повод?), есть ли у него предтечи-предшественники (в анимации, в публицистике)?

— Я не персонаж. Идея не возникает, она существует, просто надо получить к ней информационный доступ, ключ. Я точно так же, как и идея, был всегда и в какой-то момент времени просто-напросто самовоплотился.

— Имя английское возникло сразу? Почему он, к примеру, не Товарищ Свобода?

— Вы помните, когда ваши родители стали называть вас по имени? У меня столь же смутные воспоминания о «возникновении» моего имени.

— Можно ли сказать, что эти «монологи» — проповеди, но под сводами Рунета и новояза Рунета?

— Честно скажу, судить мои выступления — не моя задача. Время все расставит по своим местам.

— И кстати, раз уж MF заговорил по-английски, он выходит на мировые рубежи проповедничества? (Если это не проповеди, то что?)

— Как ни странно, меня уже слышат там, где не говорят на русском или на английском. Приходят десятки писем из Греции, Польши и Израиля. Те, кто хочет слушать и слышать, находят способ понять и осмыслить без дубляжа и локализаций. Я уверен, что вопросы, которые затрагиваю, касаются только России.

— Если я вас правильно поняла, идея обращений — «революция сознания масс». Вы думаете, это возможно, сами в это верите? Тем более ваша главная аудитория — та самая офисная нежить и интернетовское сборище — по вашим словам, «замусоренные мозги», «потерявшиеся» и «уснувшие».

— Да. Возможно. Верю. На это уйдет много времени, но результат стоит того, чтобы себя посвятить этой задаче. Уже в ближайшие годы будут заметны перемены.

— Судя по всему, вы приверженец трансперсональной психологии, высвобождения, выхода за пределы привычного «я»?

— Трансперсональная психология (в том ключе, в котором ее нынче модно доносить до зрителя) — это примитивная жвачка для среднего ума. Гораздо глубже и важнее — осознанная работа по высвобождению сознания. Погружение в такие области без их глубокого понимания — это ошибочный путь, который не приводит абсолютно никуда. Разве что в желтый дом или в деревянный ящик сверх времени. Я приверженец осознанного просветления.

— Но эти ваши уроки подаются в простейшей и доходчивой форме (они язвительны и остроумны), пластически сделаны блестяще. Форма и содержание продуманно корригируются?

— Все самое сложное — чрезвычайно просто. Какой путь человечество прошло, чтобы изобрести колесо, хлеб, линзу, зеркало? Любой фрактал, созданный человеком, гораздо примитивнее, чем лист дерева, который на первый взгляд совсем примитивен. Моя задача сделать мысль понятной. А задача моего слушателя — проникнуть в ее глубину, а не только увидеть рябь на воде.

— Вы сами не чувствуете никаких «оков», вы свободны?

— Нет. Я еще в пути.

— Какие темы могут быть «проговорены» МF в ближайшее время?

— Не хочу отвечать на данный вопрос. Всему свое время. Ни одно мое выступление не случается просто так. Каждое выступление — это духовное переживание, которое может настигнуть в любой момент.

— Как бы вы охарактеризовали время и место, где мы с вами обитаем?

— Россия — глубокое «средневековье» XXI века. Мир — на грани больших перемен.

— Может быть, это сгущение абсурда, прежде всего в социальной жизни общества, и провоцирует создание подобных веб-героев? Реальные себя либо дискредитировали, либо их отлучили от возможности диалога с обществом.

— Считаю данный вопрос риторическим.

— Пока вы объясняли натурально «в глаза» современникам — что они собой представляют, веб-пипл принимал это воодушевленно. Но ваше обращение к президенту вызвало шквал не только поддержки, но возмущения, подозрения, что МF кем-то куплен, представляет уже не свои собственные, а чьи-то интересы.

— Каждый вправе думать так, как ему хочется. Для меня не играет роли, воодушевленно или возмущенно смотрит на меня мой слушатель. Никогда не будут все как один довольны. Моя задача — донести Идею, донести смыслы, донести позицию. Если моя мысль дошла до адресата — задача выполнена. То, что большинство слушателей слушает, но не слышит, — это не новость. Так было и будет всегда.

— Кроме того, удивила наивность, с которой вы разделяете тандем на «законно избранный» и «ввергнувший нас в пучину средневековья». Вы в самом деле так думаете?

— Я думаю не о тандеме. Меня больше волнуют жители этой страны, которые страдают и о которых никто не думает. Есть инструменты, которыми можно и необходимо пользоваться, но общество давным-давно потеряло от них инструкции. Да и читать-то толком разучилось.

— Каков ваш прогноз нашего ближайшего и отдаленного будущего (ваш философский взгляд на современный мир дает возможность рассмотреть это гипотетическое завтра)?

— Мир переползает высокий перевал. Меняться будет всё, меняться будут все. Мистические ожидания конца света — это развлечения для тех, кому нечем себя занять. Понимание перемен и необходимости меняться — серьезная работа для тех, кто хочет и умеет думать. Я считаю, что социальный хаос неизбежен, но хаос, как известно, — это более высокая форма порядка. Мы скоро окажемся на пороге формирования нового общества, новой морали и новых мировых устоев.

— Что может сделать свободный человек в несвободном обществе?

— Человек, сильный духом и свободный разумом, может как минимум не дать себя сломать, а как максимум — изменить мир и общество.

— Каково будущее Мистера Фримена?

— Я не считаю нужным заниматься самофутурологией. Оставим этот вопрос открытым.

— Может, нам вас выдвинуть в президенты? Мы уже полностью перевоплотились в общество, описанное Пелевиным. И телевизионная картинка выместила-вымыла реальность. Так сведем действительность и абсурд по-честному в одно целое.

— Вы бежите впереди паровоза…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow