СюжетыПолитика

Конец света откладывается

Закрытый двор брюссельского дворца «Юстус Липсиус» с подъездом для ВИП-персон стал центром мироздания

Закрытый двор брюссельского дворца «Юстус Липсиус» с подъездом для ВИП-персон стал центром мироздания...

Двойной саммит ЕС и еврозоны, который проходил 23 и (после перерыва) в ночь на 27 октября, лишний раз показал, насколько един сегодня мир и условны расстояния и границы.

Британский премьер Кэмерон, пренебрежительно отвергавший евро как нечто недостойное его суверенной страны, гневается, что проблемы еврозоны решаются без него. На Брюссель, затаив дыхание, смотрят Белый дом и Уолл-стрит, готовы далеко не лишние деньги дать Пекин и Москва. Потому что дефолт Греции, а в худшем случае и Италии (третьей экономики еврозоны) — это беда не только беспечных греков и самолюбивых итальянцев, но и работящих и экономных немцев и голландцев, которые устали платить чужие долги, но не собираются рушить валютный союз.

Спад европейской экономики — это серьезная проблема для экономики американской. Коммунистический Китай готов финансировать еще не созданный специальный фонд спасения еврозоны, потому что его экономическое чудо зависит от европейских (и американских) потребителей и от их компаний, генерирующих технологии.

Тучная российская номенклатура готова поделиться с фондом сверхдоходами от нефти и газа, потому что нефтью не напьешься, газом не надышишься, а все ощутимые блага — пока что от Европы и Америки.

Ничто не вечно под луной, и бедные с богатыми могут однажды поменяться местами, но это из области отдаленных прогнозов.

Можно винить Ширака и Шредера, которые из политических амбиций неосмотрительно приняли в зону евро слабую Грецию. Или осудить преступную беспечность южноевропейских лидеров, как осудили протестующих греков, или заклеймить «жирных котов» из банков. Как это пассионарно делает движение «Занять Уолл-стрит».

Несовершенство мирового порядка в том, что даже физически убив «злодея», не добьешься лучшего. Ошибочные политические решения — не криминал (разве что на Украине). Кризис заставит задуматься об изменении национальных и мировых институтов, которые не справляются с глобализацией экономики. Теперь не важно, кто виноват в кризисе, а важно — что делать.

Не позавидуешь политикам. Им предстоят выборы, деньги надо отбирать у электората, и лично для каждого кризис может стать концом политической карьеры. Можно поздравить Меркель, которая накануне брюссельского саммита получила потрясающую поддержку бундестага: ее поддержали не только свои ХДС/ХСС, но и оппозиция. Канцлер прилетела в Брюссель с мощным мандатом, готовая идти на значительные финансовые жертвы.

От бессонной ночи на четверг не ждали чудес. Лидеры стран ЕС согласились на рекапитализацию европейских банков, на сохранение существующей финансовой системы (о ее замене думать некогда). Пока сумма, которую европейские налогоплательщики заплатят за рекапитализацию банков, оценивается в 106 миллиардов евро. Без дальнейших деталей. Тем не менее не хватает, как говорят коллеги — спортивные журналисты, «голов, очков, секунд». Их должны назвать специально обученные люди — министры финансов. По словам польского премьера Дональда Туска, который председательствует в этом полугодии в ЕС, «все с нетерпением ждут деталей, потому что в них не просто дьявол, а целиком весь ад».

Рассматривались два варианта укрепления финансового механизма еврозоны. Во-первых, система страхования, которая бы дала гарантии инвесторам. Во-вторых, частичная компенсации потерь при вложениях в ненадежные страны.

Наконец, утром в четверг президенты и премьеры после десятичасовой дискуссии в муках родили антикризисный план. Его суть — в значительном (на 100 миллиардов из 350) сокращении греческого долга и мобилизации триллиона евро на создание брандмауэра против расползания долговой эпидемии. Крупнейшим мировым банкам придется потерять половину своей доли в греческом государственном долге. Они согласны. Греция теряет часть своего суверенитета. По настоянию Меркель будет установлен международный присмотр за ее экономической политикой.

Усилия перед лицом катастрофы предприняли все страны ЕС, а не только члены еврозоны. Наряду с европейским фондом спасения евро создан еще один, специальный, поддержанный МВФ. В него могли бы внести «лишние» деньги страны БРИКС (Бразилия, Россия, Китай, Индия, Южная Африка). Им крах зоны евро совсем не выгоден. Финансовый вклад обещала Япония, которая тоже заинтересована в стабильности Европы.

Премьер Греции Георгиос Папандреу назвал итоги саммита «началом новой эры» для своей страны. Биржи приветствовали брюссельское событие взлетом котировок.

Финансовый конец света пока не ожидается.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow