СюжетыПолитика

Убит духовный лидер

В Южном Дагестане нарушен религиозный паритет

Этот материал вышел в номере № 122 от 31 октября 2011
Читать
В Южном Дагестане нарушен религиозный паритет

В четверг в своем родовом селении Хурик был застрелен самый влиятельный религиозный деятель Южного Дагестана шейх Сиражутдин Хурикский.

Убийство духовного авторитета может существенно обострить и без того непростую обстановку в республике.

Сиражутдин Исрафилов, более известный как шейх Сиражутдин Хурикский, пользовался большим авторитетом на юге республики. Он являлся одним из самых влиятельных (после шейха Саида-Апанди Чиркейского) религиозных лидеров Дагестана. Число его последователей (мюридов) насчитывает около 8 тысяч человек.

Основной версией убийства следствие считает профессиональную деятельность имама и «активное выступление против экстремистского течения ислама». Делать выводы пока рано, однако уже сейчас многие рассматривают это преступление как ответ ваххабитов на убийство Муртазали Магомедова, крупного ученого и единственного на постсоветском пространстве доктора по шариатскому праву, который пользовался непререкаемым авторитетом у салафитов. Два года назад Магомедова расстреляли неизвестные, убийство не раскрыто до сих пор.

«Старался объединить шейхов, чтобы предотвратить раскол в исламе и наступление идеологии ваххабизма. Ведет активную религиозную и антиваххабитскую деятельность» — именно так характеризовался шейх Сиражутдин Хурикский в одной из правительственных аналитических справок 2009 года. Еще в 2005 году между сторонниками шейха и салафитами произошел конфликт. Стремительно набиравшие вес южнодагестанские салафиты потребовали себе отдельную мечеть, но добиться своего не сумели. И даже после конфликта религиозные течения сосуществовали относительно мирно, по принципу «Вы не трогаете нас, мы не трогаем вас». (То же можно сказать и об отношениях с шиитами, которых на юге Дагестана проживает довольно большое количество.) О наличии некоего паритета свидетельствует и тот факт, что в отличие от Северного Дагестана, где представители официального и неофициального духовенства регулярно становятся жертвами покушений, на юге республики ничего подобного не наблюдалось.

С официальной исламской властью — Духовным управлением мусульман Дагестана (ДУМД) — у шейха также были весьма непростые отношения. Хурикский жестко пресекал любые попытки последователей шейха Саида-Апанди Чиркейского (подавляющее большинство работников ДУМД являются его мюридами) распространить свое влияние на Южный Дагестан. В 2006 году, когда представители ДУМД попытались поставить «своего» имама в одну из крупных мечетей южной столицы Дагестана города Дербента — «Баб-уль-Абваб», противостояние чуть было не вылилось в вооруженный конфликт. С тех пор таких открытых попыток идеологической экспансии со стороны ДУМД не предпринималось.

В одном из своих последних интервью Сиражутдин Хурикский заявил, что, на его взгляд, главная проблема республики состоит не в существовании различных течений в исламе, а в том, что «законы не действуют, а правоохранительные органы, прокуратуры, судьи и другие структуры не контролируют ничего».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow