СюжетыПолитика

Рейсинг по вертикали

Вскрылись прежде неизвестные заслуги бывшего начальника ГИБДД, недавно пошедшего на повышение

Этот материал вышел в номере № 123 от 2 ноября 2011
Читать
Вскрылись прежде неизвестные заслуги бывшего начальника ГИБДД, недавно пошедшего на повышение

Оксана Орлова

Еще в прошлом году премьер взялся трясти так называемую вертикаль лояльности. Разогнал чиновников, которые не сумели обеспечить удешевление работ на олимпийской стройке, — как он того хотел. Однако Олимпиада — не единственный проект в стране, созданный специально для тех, кто ищет, где удобнее присосаться.

Возьмем, к примеру, фигуру заместителя начальника МВД по обеспечению безопасности на транспорте и транспортной инфраструктуре. Должность эта была введена относительно недавно — в январе этого года, сразу после теракта в «Домодедове».

Пост заместителя Нургалиева занял бывший руководитель ГИБДД генерал-полковник Виктор Николаевич Кирьянов. С момента его назначения прошло 9 месяцев. За это время страна узнала и «Булгарию», и ярославскую трагедию… И всё это время фигура главного гаранта безопасности на транспорте оставалась как-то в тени. Быть может, и правда 9 месяцев — не то время, за которое можно наладить эффективную работу. Обратимся тогда к прошлому: насколько Виктор Кирьянов был эффективен в прежней своей должности.

Главным направлением работы Виктора Кирьянова в должности главы ГИБДД была всё та же безопасность. 2006 году стартовала федеральная программа по повышению безопасности дорожного движения на 2006—2012 годы. На программу из бюджета было выделено около 52 млрд рублей. И хотя в ГИБДД не устают говорить o том, какой колоссальный эффект принесла ее реализация, у общественников остаются вопросы o том, на что были потрачены миллиарды. Председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин так прокомментировал реализацию программы: «Половина денег этой программы ушла на семинары и совещания. Я в свое время делал депутатский запрос, чтобы отчитались o расходовании средств. Не было названо ни одной цифры».

И вроде всем понятно, что отнюдь не вкачанные в семинары деньги делают дороги безопасными, a неукоснительное соблюдение дорожных правил всеми — в том числе и самыми большими начальниками. Aн нет, Кирьянов, похоже, верит именно в чудесную силу семинаров.

В феврале 2008 года «Мерседес» Кирьянова, в котором он находился в качестве пассажира, объезжая образовавшуюся на Солянке пробку по встречной полосе, сбил девушку (см. «Новую» от 14.02.2008). Сам Кирьянов даже не сподобился выйти из автомобиля, a первое, что сделал его водитель, — снял крутые номера.

К слову сказать, именно лояльность Кирьянова к владельцам маячков, именно его эффективные расследования отдельных крупных происшествий на дорогах, как можно предположить, и способствовали в нужный момент его повышению. Здесь можно вспомнить и страшную аварию на Ленинском, и ДТП на Калужском шоссе с участием машины жены министра Нургалиева.

Коррумпированность ГИБДД стала для российского общества уже общим местом. Много поводов для разговоров o коррумпированности лично начальника ГИБДД давал дворец в «Княжьем озере». Однако повод этот — обманчивый, поскольку дом принадлежит совсем не генералу, a его сестре. И, стало быть, никакого отношения к взяткам в ГИБДД не имеет.

Ни будучи во главе ГИБДД, ни сейчас, в должности замминистра, — никогда не чурался генерал Кирьянов общественной работы. В частности, когда в октябре 2009 года президент Медведев публично обратился к чиновникам, занимающим посты руководителей спортивных федераций: «Хватит штаны просиживать и по загранкомандировкам ездить. Федерации должны возглавляться профессиональными людьми, которые 24 часа в сутки занимаются этой проблемой», — Кирьянов нашел в себе силы противостоять президентской прихоти. Он и по сей день стоит во главе Российской автомобильной федерации. Чемпионаты, гонки и выставки — тут, конечно, непаханное поле для деятельности.

В распоряжении редакции оказались любопытные документы, касающиеся работы организации в 2008 году. Тогда федерация пыталась обеспечить финансирование своей деятельности посредством привлечения спонсорской помощи. В качестве одного из спонсоров рассматривали «Газпром». По некоторым сведениям, Кирьянов лично проводил на этот счет переговоры с Алексеем Миллером.

«Газпром» согласился финансировать федерацию, однако при условии размещения рекламы ее мероприятий в собственных медиа. Было выделено 385 миллионов рублей. На рекламу в СМИ, принадлежащих «Газпрому», было потрачено 327 из них. Можно предположить, что за такие деньги рекламу РАФ крутили по НТВ в прайм-тайм, — но нет: большинство рекламных роликов попали на спутниковые каналы типа «Индия-ТВ» и «Боец». A высокая стоимость рекламы могла объясняться наличием посреднической прослойки. Две фирмы — «Автоспортмаркетинг» и «Армада-сервис» — были включены руководством РАФ в схему взаимодействия с «Газпромом».

Больше того, отнюдь не все мероприятия, за проведение которых РАФ отчитался перед «Газпромом», были проведены на самом деле.

К примеру, есть все основания говорить, что ночная серия гонок Race park, номинально состоящая из 20 этапов, уложилась всего в 12. Оставшиеся восемь были проведены на бумаге — в «Газпром» ушли красочные отчеты с фотографиями флажков и бейджиков, a также нескольких раскрашенных машин на фоне ночи.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow