СюжетыПолитика

Имя им – регион

Ничто не предвещает, что выборы в местные парламенты будут сильно отличаться от федеральных

Этот материал вышел в номере № 123 от 2 ноября 2011
Читать
Ничто не предвещает, что выборы в местные парламенты будут сильно отличаться от федеральных

В этом году параллельно с федеральными выборами в Государственную думу пройдут выборы в местные парламенты небывалого количества регионов — аж 27. Это Алтайский, Камчатский, Красноярский, Ставропольский, Пермский и Приморский края, Амурская, Астраханская, Вологодская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Новгородская, Омская, Орловская, Псковская, Самарская, Свердловская, Томская и Тюменская области, Республики Ингушетия, Карелия, Мордовия и Чувашия, Еврейская автономная область и Санкт-Петербург.

В теории единый день голосования с таким внушительным списком субъектов-участников помогает «Единой России», которая на региональных выборах, как правило, набирает меньше голосов, чем во время федеральных. По плану избиратель должен, не думая, взять да и проголосовать за оба списка партии власти. Однако двухуровневая кампания означает и двойной объем использования административного ресурса, а это может вызвать отторжение. В особенности там, где у правящей партии традиционно много проблем.

«Эти регионы можно поделить на три-четыре группы, — считает директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. — Во-первых, Московская область и Санкт-Петербург. Второй пласт — индустриально развитые районы Сибири, то есть Красноярск, Новосибирск, Томск. Третью группу составляют русские регионы Северного Кавказа, а четвертую — Дальний Восток, где скорее популярен кандидат «против всех».

Именно на Дальний Восток, Сибирь, Урал и часть Поволжья рассчитывает руководитель фракции ЛДПР в Государственной думе Игорь Лебедев. «Это не центр, у людей совершенно другие проблемы. Рейтинг Жириновского лично и рейтинг ЛДПР там всегда был высок», — объясняет он. На Ингушетию, Мордовию и Чувашию либерал-демократы, конечно, не надеются: «С лозунгом «ЛДПР — за русских» трудно ждать поддержки от республик», — признается Лебедев. По его словам, ЛДПР улучшит показатели в Северо-Западном федеральном округе и в центре благодаря смене губернаторов во многих субъектах.

Не надеется на новых губернаторов секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. По его словам, в Амурской области пытаются снять уже зарегистрированных кандидатов от компартии. «Это та же технология, что и четыре года назад. Губернаторы меняются, а дурь остается», — переживает Обухов.

К слову, помимо списков кандидатов партиям необходимо зарегистрировать и требуемое количество подписей в их поддержку. В понедельник закончился срок регистрации в 19 из 27 субъектов Федерации. Больше всех по сложившейся административной «традиции» отказывают неудобному «Яблоку»: их списки забраковали в Алтайском, Приморском и Ставропольском краях, Амурской и Московской областях, а также в Ингушетии. Однако лидер «Яблока» Сергей Митрохин рассчитывает, что партия преодолеет заградительный барьер и добьется высоких показателей в наиболее благоприятных для нее регионах — Санкт-Петербурге, Пермском крае, Псковской и даже Самарской областях.

На сегодняшний день все семь зарегистрированных Минюстом партий принимают участие только в двух регионах — Пермском крае и Санкт-Петербурге. А вот в Мордовии, например, зарегистрированы лишь три партии: «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР.

«Мордовия — по ту сторону добра и зла. Мы помним, как единороссы набрали там почти 100% голосов на прошлых выборах», — комментирует Обухов. По его мнению, компартии не стоит ждать успехов в Камчатском крае и Тюменской области, где у нее традиционно несильные позиции, а также в Липецкой области, где коммунистов «зажали административным ресурсом». Зато Обухов рассчитывает на хорошие показатели в Чувашии, Красноярском крае, на Алтае и в Приморье.

Руководитель предвыборного штаба «Справедливой России» Олег Михеев щеголяет цифрами, утверждая о 14% поддержки в среднем по России. «У нас хорошие позиции в Московской области, Волгограде, Санкт-Петербурге, Свердловске, на Алтае, в Курске, Орле, Владимире и Оренбурге, — перечисляет Михеев. — У нас своя социология, мы не верим ни фонду «Общественное мнение», ни Левада-центру».

Кстати, публично выражаемое недоверие к данным опросов крупных социологических центров — характерная черта всех партий, пока недотягивающих по этим данным до проходного процента.

Впрочем, у «малых» партий на этих выборах появится возможность использовать президентскую подачку: те, кто наберет больше пяти, но меньше семи процентов, получат в заксобраниях одно-два «приставных кресла». А в Камчатском и Красноярском краях, в Орловской области вообще установлен пятипроцентный барьер для прохождения в местные парламенты. Оппозиция также добилась отмены досрочного голосования в 13 субъектах и в трех — запрета голосования по открепительным удостоверениям.

Тем не менее регионов, где «Единая Россия» должна с треском провалиться, нет, убежден директор Международного центра политической экспертизы Евгений Минченко. «Просто есть регионы, где непопулярны губернаторы», — говорит эксперт.

«Именно там возникает больше всего нарушений: слабые губернаторы опасаются за свои должности и хотят отличиться в глазах центра, а когда не получается корректными мерами, то в ход идет административный ресурс», — добавляет руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский.

Действительно, еще за месяц до выборов на карте нарушений ассоциации «ГОЛОС» по количеству сообщений лидируют Свердловская, Самарская области, Ставропольский край и другие «проблемные» регионы. Правда, заместитель исполнительного директора «ГОЛОСа» Григорий Мельконьянц просит учитывать разную информационную открытость регионов и активность наблюдателей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow