Сюжеты

Гёте из детского дома

В столице зимней Олимпиады прошел финал Всероссийского детского театрального конкурса «Класс мира»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 124 от 7 ноября 2011
ЧитатьЧитать номер
Общество

Евгений Титовсобкор по ЮФО

 

В столице зимней Олимпиады прошел финал Всероссийского детского театрального конкурса «Класс мира»

В Сочи состоялась премьера постановки, объединившей работы сразу десяти драматургов (старшему — 15 лет). Спектакль приурочен к Олимпиаде 2014 года. Дело в том, что Игры предполагают не только спортивные состязания, но и тысячи культурных событий, соединенных общим названием «Культурная Олимпиада». Ее цель в Сочи — показать миру достижения российского искусства.

Инквизитор захватил город. Топчет пашни и сжигает дома. Проблема, однако. И как ее решить? При помощи колдовства вроде получается, но такое ощущение, что в жизни чего-то не хватает. Хеппи-энд наступил, когда королева полюбила короля. И не важно, что у нее пластиковые волосы, а у него вместо лица рыцарское забрало. Такие новеллы пишут современные дети. А еще их вдохновляют сюжеты в духе Гёте. Когда главная героиня стоит перед выбором: стать знаменитой художницей, но продать душу черной кошке, или же в меру способностей трудиться самой? В финале появляется мама, которая всё прощает. Среди сюжетов есть и остросоциальные, на современные темы. Чтобы любимая мама не покончила жизнь самоубийством, надо отыскать аккордеон и сыграть нежную мелодию. И ребята, живущие в детском доме, в конце концов, находят и играют. А мама выходит к ним прямо из зрительного зала. Автор пьесы — сам из детского дома.

Всё сделано красиво и просто, и в этой простоте — трогательность детского творчества. Девять новелл, написанных мальчиками и девочками со всей России. Режиссеру удалось связать новеллы в единое действо. Перед каждой пьесой на огромном экране возникает ребенок и коротко рассказывает о своем произведении. И только потом начинается, собственно, действие. Технические возможности Зимнего театра заслуживают отдельных слов. Когда на сцене пылают городские башни, о том, что это компьютерная графика, забываешь. В Москве сценического пространства для детского творчества не хватает (тем более такого технически продвинутого). Как оказалось, его хватает в Сочи.

Параллельно с основным спектаклем незаметно идет другой, звуковой: сбоку на сцене, за длинным столом, уселись музыканты и певцы. Ими управляет Сергей Старостин — фольклорист, играющий на сотне инструментов. Звучат то мистический шепот и старинная полифония, то народный напев и задорная детская песенка. Песни написаны на стихи детей-участников, а композитором стала Лена Кауфман — выпускница «Фабрики звезд». На всё про всё у детей, актеров и режиссеров было меньше двух недель. А здесь компьютерная графика, декорации, костюмы, звуковая драматургия… И действие идет почти два с половиной часа.

Детские новеллы ставили московские режиссеры Юрий Муравицкий, Владимир Скворцов, Юрий Алесин. За дело взялись и актеры, впервые попробовавшие себя в театральной режиссуре, — Павел Баршак и Алексей Розин. Всю конструкцию собрал воедино преподаватель Школы-студии МХАТ Юрий Квятковский. Что касается актерского состава, он тоже столичный. Это я к тому, что для московского актера прервать график спектаклей, репетиций и съемок почти невозможно. Но в данном случае артисты прибыли к детям в Сочи на целых 12 дней. Здесь Екатерина Волкова, Елена Морозова, Екатерина Конисевич, Ольга Лапшина, Мария Голубкина, Андрей Мерзликин. Энтузиасты.

Спектакль по детским новеллам — лишь завершение программы, видимое публике. За сценой остаются мастер-классы по актерской профессии, музыке, дизайну. Преподать уроки театрального искусства за две недели, конечно, трудновато. Хотя всё зависит от того, способны ли учителя слышать новое поколение. Среди педагогов, к примеру, Наталья Ворожбит, написавшая сценарий к скандальному телесериалу «Школа». В Сочи ей помогал коллега по «Школе» Вячеслав Дурненков. И если уж называть приехавших сюда драматургов, то не обойдемся без Евгения Казачкова, Марии Зелинской и Гульнары Сапаргалиевой.

Кульминация «театральных уроков» — мастер-класс Чулпан Хаматовой, который прошел за несколько дней до спектакля. Из гримерной Театра «Современник» актриса по скайпу общалась с детьми. «Мы ходили в музей спортивной славы Сочи», — делится с ней кто-то из ребят. «У Сочи есть спортивная слава?» — удивляется Хаматова. Небольшой спор у нее завязался с 14-летним Астамиром Грабарем из Орловской области. Астамир написал пьесу о хоккеистах, и теперь Чулпан Хаматова недоумевает: «А как же актеры играть будут? На коньках?» —  «Не мои проблемы. Я написал, а дальше пусть разруливают», — парирует Астамир. Непросто нынче общаться с молодым поколением.

«Класс мира» задумали Андрей и Мария Поповы, известные в столичной арт-тусовке своими необычными проектами. Один из них — «Лавка мира», когда художники со всей России смастерили и расписали лавку длиной несколько сот метров. Другое не менее удачное начинание — проект «Линия», когда всенародно любимые артисты озвучили своими голосами объявления остановок в московском метро. Обо всем этом идет речь уже на пресс-конференции. Ребята смущаются: некоторые живут в глубинке и выбираются в город едва ли не раз в год, а тут Сочи, отель «Маринс Парк», телекамеры… Видя этих детей, хочется взять интервью у всех сразу. Но так не бывает. А задавать вопросы кому-то одному здесь, быть может, неправильно. Потому что обойдешь вниманием других: равенство возможностей в этом мероприятии — самое главное. Я чуть не забыл сказать: все авторы новелл — дети с ограниченными физическими возможностями. Чулпан Хаматова назвала их спектакль арт-терапией. Впрочем, для таланта ограниченные физические возможности не играют никакой роли. Повторить этот уникальный спектакль организаторы намерены в конце декабря в Москве.

За пьесы, поставленные в Сочи, благодарность «Новой газеты» получают: Лиза Сагина, Саша Черкашина, Катя Скрябина, Леша Новиков, Леня Дутиков, Лера Ган, Полина Мадосова, Даша Телепнева, Астамир Грабарь и Ангелина Дворникова. Удачи, ребята!

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera