СюжетыКультура

«Ленфильм». Продолжение следует

На следующий день после назначения новый председатель совета директоров студии «Ленфильм» Эдуард Пичугин дал пресс-конференцию, после которой вопросы относительно судьбы «Ленфильма» не развеялись

На следующий день после назначения новый председатель совета директоров студии «Ленфильм» Эдуард Пичугин дал пресс-конференцию, после которой вопросы относительно судьбы «Ленфильма» не развеялись

Кратко напомним ход событий. После долгих боев местного и государственного значения кинематографистам удалось отстоять старейшую студию от поползновений крупного бизнеса, вознамерившегося создать частно-государственное партнерство между АФК «Системой» и «Ленфильмом». Окончательно ли прекращен процесс фактической приватизации студии — покажет время. На встрече с режиссером Александром Сокуровым, только что увенчанным главной наградой Венецианского кинофестиваля, премьер Владимир Путин пообещал, что студияостанется в госсобственности, приватизации не подвергнется и ее не выселят из центра Петербурга.

Бизнесмен Эдуард Пичугин — основатель федеральных киносетей «Кронверк Синема» и «Кино Сити». Возглавляет федеральный проект партии «Единая Россия» «КИНОКЛУБ: культура, образование, коммуникации»; вместе с продюсером Сергеем Сельяновым и режиссером Федором Бондарчуком — они инициаторы проекта кинофикации средних и малых городов России.

Пичугин признается, что дал согласие занять ответственный пост, руководствуясь не бизнес-интересом, а исключительно амбициями и желанием восстановить из руин одну из лучших в стране студий. На вопрос о возможных способах хозяйствования (государственная студия, частная, частное партнерство) отвечает уклончиво. Решение по сценарию развития еще не принято. Будут учтены интересы кинематографистов, киноиндустрии. Важно обеспечить инвестиционную привлекательность «Ленфильма», капитализацию «бренда».

Первоочередная задача, по мнению господина Пичугина, — создание внятной концепции развития, проработанного бизнес-плана, которые будут обсуждены и доведены вместе с общественным советом студии и менеджментом. Потом конкретный вариант развития будет представлен правительству, которое и примет «окончательное решение». На это уйдет 5-6 месяцев. Пичугин считает, что программа привлечения активных инвестиций займет три года плюс два года для выхода на плановые мощности студии.

Сегодня «Ленфильм» — убыточное хозяйственное предприятие. Сейчас на студии полным ходом идет аудит. Самые срочные меры — ремонт, на который уйдет около 60 миллионов рублей, источники финансирования уже есть. Важно не дать студии обанкротиться, уйти от продажи активов, сократить издержки. Научиться зарабатывать. Увеличить доходы, загрузить тон-студию, павильоны. «Совет директоров, — говорит Пичугин, — ждет конкретных предложений и от города, который неоднократно выражал заинтересованность в судьбе родной студии». Новый руководитель намеревается заинтересовать в качестве инвесторов банки (прежде всего государственные), фонды, продюсерские компании. Двери не закрыты ни для кого. В том числе и для АФК «Системы» и иностранных инвесторов. Но пока студия в руках государства, которому принадлежит 100% акций, и распоряжаться ее судьбой будет правительство.

Интересуюсь у господина Пичугина, как его деятельность по кинофикации страны с помощью «Единой России» будет коррелировать с новой должностью. Объясняет: три года назад исследования Минэкономразвития по проблемам российской киноиндустрии показали, что главная проблема нашего кинорынка — недостаточно число кинотеатров. Вот они и пытаются создать инфраструктуру кинопоказа. В индустрии, объясняет Пичугин, всё связано: производство—кинопоказ—обучение. Поэтому он один в трех лицах (глава производящей студии, основатель киносетей и председатель попечительского совета Университета кино и телевидения) и намерен все ветви киносферы свести воедино.

Университет, по всей видимости, уже в ближайшее время протянет руку «Ленфильму», символом протянутой руки станут аренда помещений и оборудования. Что же касается своей партийности, кризисный менеджер господин Пичугин никоим образом не намерен диктовать художникам темы, в том числе и патриотические, для их будущих кинопроизведений. Федор Бондарчук, его коллега по «Кино Сити», который снимает «Сталинград», приходил на «Ленфильм», смотрел, какие заказы можно разместить на студии.

На «Ленфильме» сегодня работают, по информации господина Пичугина, 286 человек. Есть общественный совет, возглавляемый Алексеем Германом и Александром Сокуровым. На первое заседание совета директоров пригласили Сокурова и услышали его представление о том, как должна развиваться студия.

Заметим, что в утвержденном совете директоров студии нет представителей «Ленфильма». Зато есть два представителя АФК «Системы» — холдинга «СММ»: старший вице-президент Евгений Савостьянов и гендиректор ЗАО «Всемирные Русские Студии» (RWS) Юрий Сапронов.

Во время встречи с Эдуардом Пичугиным с лиц питерских коллег не сходила тень тревоги, они не спешили радоваться громадью планов, переспрашивали: не отсрочка ли всё сказанное неотвратимой приватизации. Видимо, петербургские журналисты еще не наслышаны об энергии и дееспособности господина Пичугина. Благодаря прежде всего его усилиям (и его соратника Федора Бондарчука) два дня назад кинотеатрам восстановили льготу — избавление от НДС. Именно Эдуард Пичугин вместе с ассоциацией «Киноальянс» обратился с письмом к Путину с просьбой отметить «поборы». Сделать это надо срочно, до весны, ждать никак нельзя. И Дума внезапно вняла просьбам кинопоказчиков и несчастных владельцев кинотеатров и киносетей, приняла пакет с щадящими поправками сразу в трех чтениях.

Теперь кинотеатры могут показывать что хотят, прежде всего высокодоходные голливудские блокбастеры. Но коммерцией это называть нельзя. Для государства это потеря ежегодно $200 миллионов. Сумма больше чем на 25% превышает все затраты государства по линии кино. Вот бы энтузиазм господина, да в мирных целях, в интересах одной очень старой, но очень нужной студии…

О настроениях в Общественном совете студии говорит Андрей СИГЛЕ, продюсер фильмов Александра Сокурова (в том числе и «Фауста»), режиссер и композитор:

Все эти внешние рокировки, междусобойчики не устраивают общественный совет. Простой вопрос: почему Пичугин? Структура студии — сложная система, чтобы понять ее, нужно время. Эдуард Пичугин ведет расчеты начиная с полугода. Да, «Ленфильм» погибнет, если не принимать экстренных системных мер. И прежде всего необходимо заменить недееспособный ленфильмовский менеджмент. Мы договаривались с руководством страны, что в совете директоров должны быть представители «Ленфильма», Минкульта и Росимущества. Зачем там люди из АФК «Системы»?

Похоже, по-прежнему решения принимаются исходя из личных соображений и личных интересов. Теперь нам твердят: «Ленфильм» срочно должен стать прибыльным. Почему? В Большой театр 25 миллиардов вбухали, и он ничего не должен. А «Ленфильм», в который ничего не вкладывали и который сохранил культуру производства фильмов, площадку, где родилось кино, коллектив, который формировался десятилетиями, — всем должен. Мы готовы взять кредит, реконструировать студию, а не продавать часть студии в Сосновой Поляне. Пока от чиновников, призванных решать судьбу «Ленфильма», ничего конструктивного мы не слышим. По нашему мнению, начинать надо с совета директоров и руководства студии, держащегося за места, не способного обозначить новые горизонты для ее развития.

А популизм и обещания не имеют ничего общего с работой. Без поддержки государства студия умрет. Проданная кому-то — умрет еще скорее.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow