СюжетыЭкономика

Госдума в третьем чтении «завернула» пакет поправок в Закон о госзакупках

Решение важнейшего вопроса реформы госзаказа, вызывающего принципиальные разногласия между Минэкономразвития и ФАС, откладывается

Этот материал вышел в номере № 132 от 25 ноября 2011
Читать
Решение важнейшего вопроса реформы госзаказа, вызывающего принципиальные разногласия между Минэкономразвития и ФАС, откладывается...
Изображение

В понедельник Госдума в третьем чтении «завернула» пакет поправок в Закон о госзакупках, содержащий пункт, который позволяет использовать конкурсы наравне с электронными аукционами в строительном госзаказе. Во вторник пакет был повторно рассмотрен и принят во втором чтении, но уже без строительной поправки. Однако в среду она была рассмотрена и принята депутатами в первом чтении в качестве отдельного законопроекта. Дальнейшую судьбу этой законодательной инициативы определит уже новая, шестого созыва Государственная дума в начале 2012 года.

Поправка о строительном госзаказе была подготовлена активным участником дискуссии о реформе госзаказа руководителем думского Комитета по строительству и земельным отношениям Мартином Шаккумом и членом комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции Александром Хинштейном. Рассмотрение поправки в первом чтении было изначально назначено на 17 ноября. В тот же день в Госдума должна была рассмотреть еще один законопроект, касающийся 94-ФЗ о госзакупках, в подготовке которого поучаствовал Шаккум. Законопроект был принят во втором чтении, а вместе с ним — в форме поправки — и пункт о стройке, несмотря на то, что на утреннем заседании Совета Госдумы было принято решение рассмотрение строительного вопроса отложить. При этом сам господин Шаккум утверждал, что, напротив, на думском Совете было принято решение законопроекты объединить — для экономии времени.

Законопроект «завернули» в третьем чтении по инициативе администрации президента (подробнее об этом — в комментарии Мартина Шаккума). Отдельный законопроект, посвященный строительной поправке, стал последним, принятым уходящей Госдумой пятого созыва.

Жест президентской администрации однозначен — решение вопроса нужно отложить. Использование конкурсов при размещении строительного, в том числе дорожного заказа — предмет постоянных споров Министерства экономического развития, подготовившего проект Федеральной контрактной системы (которая должна обеспечить полный контроль в области госзаказа — от планирования закупок до мониторинга исполнения контрактов), и Федеральной антимонопольной службой, которая в настоящее время полностью контролирует сферу размещения госзаказа и на основе собственной практики разработала свой, принципиально иной вариант реформирования системы госзакупок. Специалисты ФАС полагают, что существенно снизить коррупционные риски позволяет лишь максимальное исключение чиновника-заказчика из процесса выбора поставщика, процедурным выражением этой позиции является электронный аукцион. Однако, по мнению идеологов ФКС, это зачастую негативно сказывается на качестве закупок; заказчик должен быть непосредственно вовлечен в выборы поставщика и нести за это полную ответственность. В поддержку позиции Минэкономики неоднократно высказывались крупные государственные заказчики, например Росавтодор. Неделю назад управделами президента Владимир Кожин заявил, что 94-ФЗ о госзакупках мешает «порядочным компаниям» нормально работать.

Окончательно спор между ведомствами, в том числе и по процедурам размещения заказа, будет разрешен в ходе принятия ФКС, которая сейчас находится на рассмотрении в правительстве и, возможно, поступит на рассмотрение в Госдуму зимой 2012 года.

Михаил ЕВРАЕВ, начальник Управления контроля размещения государственного заказа:

— Законопроект Мартина Шаккума и Александра Хинштейна о возможности размещать строительные заказы на конкурсах оценивается ФАС крайне негативно. Это, по сути, разрушение всех тех положительных результатов, которые были достигнуты за последние годы. Конкурсы сделают наиболее капиталоемкую сферу госзаказа полностью непрозначной и приведут к заключению договорных контрактов за соответствующее вознаграждение и разрушению конкурентной среды.

С чем по нашему мнению связано стремление максимально ускорить принятие этой поправки, которая и без того будет введена в случае принятия законопроекта Минэкономразвития о ФКС? Вероятно, с тем, что у многих крупных строительных компаний и госзаказчиков есть большое желание использовать "преимущества" конкурсной процедуры прямо сейчас, не дожидаясь принятия законопроекта Минэкономики о ФКС. Ведь раньше у таких компаний была возможность договориться с государственным заказчиком напрямую, а сейчас они вынуждены наравне со всеми торговаться в ходе электронных аукционов.

Мартин ШАККУМ, руководитель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям:

— Объединение поправок, исключение определенных пунктов и рассмотрение их в качестве отдельных законопроектов — это обычные технические процедуры, нормальная парламентская практика. По строительной поправке, которая изначально получила одобрение в правительстве, у некоторых высокопоставленных чиновников так и не сформировалось единого мнения. Из пакета поправок в Закон о госзакупках она была исключена по инициативе администрации президента. Однако против ее принятия в качестве отдельного законопроекта в первом чтении не высказался ни представитель правительства, ни представитель президентской администрации, присутствовавшие на рассмотрении.

Никакого лоббизма данный законопроект не содержит. А решить многие проблемы в области строительного заказа позволил бы уже в ближайшее время, не дожидаясь принятия ФКС.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow