СюжетыПолитика

«Сурковская пропаганда» во весь «Голос»

Григорий Мельконьянц, герой Рунета, — о налетчиках с НТВ, грантах Евросоюза и о том, почему не прав Навальный

Этот материал вышел в номере № 135 от 2 декабря 2011
Читать
Григорий Мельконьянц, герой Рунета, — о налетчиках с НТВ, грантах Евросоюза и о том, почему не прав Навальный

Когда мы говорим, что хотели бы снять еще и видео, Григорий Мельконьянц едва заметно отстраняется в кресле назад. И даже согласившись, еще минут двадцать то и дело недоверчиво поглядывает на движения объектива. На вопросы — первые два-три — тоже отвечает аккуратно. Как будто ждет, что вот сейчас мы сбросим «Новогазетное» обличье и обратимся в корреспондентов НТВ.
Изображение

Когда мы говорим, что хотели бы снять еще и видео, Григорий Мельконьянц едва заметно отстраняется в кресле назад. И даже согласившись, еще минут двадцать то и дело недоверчиво поглядывает на движения объектива. На вопросы — первые два-три — тоже отвечает аккуратно. Как будто ждет, что вот сейчас мы сбросим «Новогазетное» обличье и обратимся в корреспондентов НТВ.

В понедельник исполнительный директор ассоциации «Голос», выявляющей нарушения на выборах, прославился на всю страну. Тридцатилетний правозащитник Мельконьянц снял на смартфон, как в его офис врывается съемочная группа НТВ и пытается выяснить (с пристрастием), какую зарплату платит ему ЦРУ и кто еще финансирует организацию. «Вы ассоциация «Голос»?!» — спрашивает корреспондент. «Да, — говорит Григорий. — А вы — сурковская пропаганда». «Зачем вы срываете избирательный процесс?!» — «Я вам уже говорил». — «Что?» — «Что вы — сурковская пропаганда». За семь минут Мельконьянц 87 раз назвал НТВ сурковской пропагандой, отвечая так на любой вопрос.

— Я просто понял, — рассказывает мне Мельконьянц, — если начну отвечать им нормально, что-то объяснять, потом они нарежут нужные им ответы и сделают вставки, ведь это НТВ. Представят нас врагами российского народа, марионетками «вашингтонского обкома». Тем более, как мы поняли, на «Голос» есть конкретный заказ сверху — дискредитировать нас и наших активистов сейчас, прямо перед выборами.

Вообще это была уже третья попытка корреспондентов расспросить сотрудников «Голоса» о финансировании. Первый раз с ними общались «очень милые ребята, парень с девушкой». Напросились на церемонию «Премии Рунета», где сайт «Голоса» был номинирован в разделе «Государство и общество». «Дружелюбно расспрашивали про нашу ассоциацию, а потом беседа как-то плавно перешла на тему денег и грантов, и я начал понимать, что это не просто интервью. Затем про гранты у меня пытался «уточнить» продюсер канала — слал SMS-ки. А уже на следующий день другие корреспонденты ворвались с камерой к нам на тренинг для активистов».

Сам канал НТВ сообщает, что документальный фильм об ассоциации «Голос» (называется «Голос ниоткуда») выйдет сегодня вечером в семь тридцать. А пока потенциальный враг российского народа Мельконьянц уже стал героем Рунета. Выложенный в понедельник на YouTube ролик набрал к четвергу около 400 тысяч просмотров. А фраза «НТВ — сурковская пропаганда», кажется, мгновенно стала популярнейшим мемом недели. В офис «Голоса» теперь звонят незнакомые люди, благодарят за «отжиг» и предлагают всяческую помощь — от денег до теплых вещей.

— Люди понимают, что смех смехом, а прикрыть нас в такой ситуации могут в два счета, — говорит Мельконьянц.

— Но ведь и правда смешно вышло.

— Ну да. Вы видели, какое у этого Михаила Иванова (корреспондент НТВ, герой ролика.П.К.) лицо? На нем же просто вселенское удивление: как так, он не может открыть рта?! Он тут хотел бегать с камерой и провоцировать нас на эмоции, негатив. А потом бы смонтировали такое видео — «НТВ раскрыло секту диверсантов, срывающих выборы в России». А мы так вежливо с ним и корректно: вы — сурковская пропаганда. И все.

— Григорий, чем, по-вашему, закончится история?

— Эта информационная война пока нам на руку. Вся эта шумиха создает вокруг нас дополнительный фон. О «Голосе» узнают новые люди. Они идут в Интернет и смотрят, а что это за штука такая — «Голос», чем они так насолили власти?

С другой стороны, показать в эфире сюжет, где мочат единственную независимую организацию по мониторингу за выборами, это сигнал силовикам, чиновникам на местах, вообще гражданам. НТВ как бы оповещает их: друзья, смотрите, вот это назначенные враги, с ними нужно бороться и выдавливать всячески. Так что мы готовимся к жесткому прессингу.

— Сколько в «Голосе» сейчас людей?

— Около трех тысяч активистов-волонтеров. Люди разные: есть и бизнесмены, но в основном студенты, учителя, врачи. За восемь лет, что я в «Голосе», не припомню ни одного случая, чтобы активисты как-то скомпрометировали ассоциацию. Люди очень сознательные и интеллигентные.

— Григорий, ну а кто же на самом деле финансирует вас?

— Это совершенно открытая информация. Мы не скрываем, что получаем гранты от иностранных фондов, структур Евросоюза — их представительства совершенно законно работают в России. И финансирование прозрачно, как перегородки в нашем офисе.

— И к чему призывает «Голос»?

— Мы говорим: друзья, выбор существует! 4 декабря у людей будет сразу пять вариантов, как поступить. Первый — это пойти голосовать. Второй — это не приходить, но тогда ты снижаешь реальную явку и представительство своего региона в Думе, а твоим голосом могут незаконно воспользоваться сотрудники избирательной комиссии. Третий — это получить открепительное удостоверение, но никак не голосовать. Так ты увеличиваешь явку, но зато гарантированно твоим голосом никто не воспользуется. Четвертый — испортить бюллетень и опустить в урну. Ты опять же страхуешь свой голос, но при этом технически понижаешь шансы для всех партий. Что невыгодно малым партиям, балансирующим на грани 7%, но на руку — крупным, в пользу которого перераспределяются голоса. И пятый вариант — это ритуально уничтожить бюллетень.

— А сами вы как поступите?

— Пойду голосовать, конечно.

— Как вы относитесь к призывам команды Навального — обязательно голосовать, иначе, мол, твоим голосом воспользуются избиратели Кавказа?

— Я противник разжигания любой розни: Кавказ — не Кавказ… Это очень опасные игры — на национальных чувствах. Другое дело, любая стратегия, если она не противозаконна, имеет право на жизнь. Закон Навальный не нарушает, но морально-этический аспект здесь, конечно, очень серьезный. Или вот Жириновский, который «За русских». У нас многонациональная страна, и когда раздаются такие призывы, это меня удивляет.

— Есть ли что-то, особо отличающее нынешнюю предвыборную кампанию от прошлой, 2007 года?

— Безусловно, это бесцеремонность властей. Использование административного ресурса происходит в открытую, как должное. Помните же историю с билбордами «Единой России», идентичными рекламным плакатам ЦИКа? А затем Сергей Собянин открыто признал, что в этом нет ничего такого. Когда же мы стали об этом открыто говорить, нас обвинили в оппозиционной деятельности и противостоянии властям. Друзья, мы никому не противостоим и не боремся за власть. Мы отслеживаем нарушения закона. А если для вас фальсификаторы — тождественны властям, то у вас большие проблемы. Для меня власть — это люди, которые через выборы делегируют свои полномочия чиновникам и избранникам, и если они злоупотребляют этими полномочиями, то становятся для нас нарушителями. Все просто.

— Нынешние выборы станут первыми в «эпоху развитого Интернета». А какие будут потом?

— Думаю, страна находится на пороге больших перемен. Возможно, следующие выборы в Думу пройдут раньше срока. А нынешние, мне кажется, это еще и последние выборы с массовыми нарушениями. Социальные сети и в целом Интернет переломили традиционный ход выборов. С одной стороны, люди стали больше узнавать о реальной ситуации в стране, и число критических суждений прилично подскочило. С другой — человек, который всегда был в роли пассивного наблюдателя, начал сегодня активно включаться в такую небольшую правозащитную деятельность: вот он видит нарушение, раз — снял на телефон и отправил нам или в ЦИК. Или на YouTube. Таких роликов становится так много, что закрывать на них глаза уже нереально.

По сути, сегодня интернет-активность, где люди априори более свободны и независимы, выплескивается в офлайн. Если еще в 2007 году реальная жизнь формировала правила поведения в онлайне, то теперь наоборот. Видео, где происходит беспредел или милиционер рассказывает о порядках в МВД, набирают многомиллионные просмотры. Власть уже не может не реагировать и привычно молчать. Тут ей надо либо как-то оправдываться, либо начинать пропаганду. Но по нашим наблюдениям, власть в борьбе с общественным мнением в Интернете пока проигрывает. Ну что такое десятки, ну пусть сотни троллей-провокаторов на зарплате против всего интернет-сообщества?

— По-моему вы недооцениваете потенциал государственных троллей.

— Профессиональных троллей нет. Это такие же пользователи, просто за гадство они получают зарплату. Методы этих троллей давно известны и изучены. И на простых людей уже не действуют. Более того, повторяющиеся и неоригинальные приемчики люди стали воспринимать в штыки. Это и понятно: сколько можно нас держать за дураков, а?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow