СюжетыКультура

Герда хочет быть Снежной Королевой

В Москве вручены литературные премии «Дебют»

Этот материал вышел в номере № 135 от 2 декабря 2011
Читать
В Москве вручены литературные премии «Дебют»

В 2011-м выросла возрастная планка участников «Дебюта»: с 25 до 35 лет. Это уже совершенно другая «молодая литература». И… та же самая. Цифра кажется роковой: до 35 лет литератор считался молодым в позднесоветские, спокойно-безнадежные времена. И вот — круг замкнулся. Читаешь тексты шорт-листа: главное ощущение — спокойная безнадёга.

«Крупная проза»: премию получил Владислав Пасечник (Барнаул) за историческую повесть «Модэ». Добротная проза, зоркая и беспощадная в деталях кочевой юности основателя империи хунну, перемежается страницами о раскопках курганов его эпохи. Кажется,эта повесть могла быть написана — так же качественно — и в 1970-х. Но кое-где искрит наш век: «Этнограф… ходил в теленгитскую деревню, говорил с местными. В полевом дневнике своем он отмечал, что народ в долине пьет и быстро деградирует. Они пили, когда стройку сперва «заморозили», а затем перенесли… пили, когда про электростанцию забыли вовсе…».

Тут словно поймано ощущение любого пишущего здесь и сейчас. Полевой дневник жизни заполняется по упорной давней привычке. Но можно и кораблики смастерить… Объект, касаемо которого ведется полевой дневник, излучает такое большое и могучее поле безнадёги, а записи в дневнике так мало могут изменить в судьбе объекта, что депрессуха Этнографа (как эмблемы целого сословия) предопределена.

Об этом, по сути, — и получившие «Дебют»в номинации «Малая проза» рассказы Эдуарда Лукьянова (г. Губкин Белгородской губернии). Тишайший абсурд коммуналок, трамвайных депо, распивочных, пустых районных библиотек, учителей литературы, накладывающих на себя руки от безнадёги этого ремесла, — взрывается странными для времени и места выводами: «Неженка вы, Петр Матвеич… Солженицын сколько в лагерях снес, а вы собственную жизнь сводите к невозможности».

А в стихах Екатерины Перченковой, вошедших в шорт-лист «Дебюта», — Герда босиком обходит полсвета, чтобы самой попроситься в приемыши к Снежной Королеве. Достали все, кто возлагает на Герду лучшие надежды, все, кто говорит: «Твои слезы, девочка, недостаточно горячи/не прожигают землю и даже не обжигают щек».

Герда тут явно такая же аллегория пишущего, как Этнограф у Пасечника. (Хотя поэту Перченковой до приемыша Снежной Королевы еще расти и расти: на редкость живой, человечный и своеобразный голос открыл шорт-лист «Дебюта»-2011.)

А у Екатерины Леонидовой, победителя в номинации «Фантастика», — художественной прозой горит и бредит весь дом престарелых. Комфортабельный дом престарелых 2040-х гг., куда дети сдают нынешних яппи. И благополучные старики пытаются переигрывать жизнь. Делать то, что не было сделано в нулевые. Писать.

«Наши писатели писали свои романы чужими руками или не писали их вовсе… Наши матери отдавали пеленать своих детей чужим рукам…

Наши влюбленные предпочитали заткнуть себе рот…

Мы не ходили на выборы. Не писали воззваний. Не придумывали утопий. Не призывали. Не строили баррикад. Не изобретали. Не объявляли бойкот. Не сотворяли кумиров.

Мы слишком сильно боялись. Непуганые. <…>

Если раньше писали: «Он пугает, а нам не страшно», то мы своими жизнями написали: «Нас не пугают, а нам страшно»…

Главное ощущение, ведущий месседж молодой литературы-2011 высказаны тут в лоб. Ёмко и гневно. Героиня Леонидовой, яппи из глянцевого журнала, говорит и чувствует то же, что отчаявшийся уездный учитель у Лукьянова. И Этнограф, изучающий деревню теленгитов, у Пасечника. И Герда в стихах Перченковой.

Довольно ли этого для молодой литературы? Ответа у меня нет. Во всяком случае, премия «Дебют» явно ведет мониторинг времени. В текстах начинающих литераторов оно выступает очень рельефно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow