СюжетыКультура

В поисках физиков и лириков

На Non/fiction № 13 пришло 0,5% москвичей. Или меньше?

Этот материал вышел в номере № 136 от 5 декабря 2011
Читать
13-я ярмарка интеллектуальной литературы прошла достойно. Как и всегда. Она открылась лекцией Дэвида Рэмника, редактора New Yorker, и завершилась дискуссией «Не читают: не хотят, не умеют или нечего?». Тоже — как и всегда.
Изображение

13-я ярмарка интеллектуальной литературы прошла достойно. Как и всегда. Она открылась лекцией Дэвида Рэмника, редактора New Yorker, и завершилась дискуссией «Не читают: не хотят, не умеют или нечего?». Тоже — как и всегда.

ЦДХ, как это бывает каждую зиму, вместил все: от дискуссии о книготорговле и социальных сетях под эгидой Франкфуртской ярмарки — до антикварной выставки «Детское чтение в дореволюционной России». От биографии Стива Джобса — до биографии Орсона Уэллса. От презентации «Социологический бестселлер» Европейского университета в Петербурге до встречи с писателями-путешественниками по «печальным тропикам», устроенной Французским институтом.

В рамках Non/fiction прошла лекция Ричарда Столлмана, изобретателя самого понятия «копилефт», гуру принципиально нового авторского права в оцифрованном мире. И лекция лингвиста с мировым именем, академика А.А. Зализняка. И лекция Гарри Каспарова «Верный ход: поиски выигрышной стратегии и индивидуальные особенности человеческого интеллекта». И две лекции Дэвида Гросса, лауреата Нобелевской премии по физике 2004 года, одна из них — о будущем физики как науки.

Фестиваль мировых идей, учрежденный журналом «Вокруг света» при поддержке фонда «Династия» (а этими лекциями ярмарка обязана именно фестивалю), отлично вписался в программу Non/fiction. Было бы хорошо сделать его из юбилейной акции, посвященной 150-летию журнала, регулярной частью ярмарки.

Ведь Non/fiction стала местом встречи чуть не всех институций доброй воли и интеллектуальной ответственности, сколько их у нас есть. Тут уже и Политехнический музей, и Высшая школа экономики, и Ассоциация полярников России, и «Мемориал», и Большой планетарий Москвы. Все в одной лодке.

Упорные просветительские стратегии рассчитаны на читателей всех возрастов: от бенефиса клоуна Федора Макарова (Израиль) — до встреч с Жюдит Миллер, дочерью Ж. Лакана… с блистательным сценографом и автором «Ангеловой куклы» Эдуардом Кочергиным… с французским романистом американского происхождения Джонатаном Литтелом, представляющим свой роман «Благоволительницы» (2006, Гонкуровская премия) — 800-страничный эпос Второй мировой в изложении бывшего штурмбаннфюрера СС. (В России роман Литтела только что вышел в Аd Marginem.) И от мастер-класса «Математический кружок на детской площадке: игры для ipod — до встречи с Леонидом Парфеновым и томом «Намедни. 2001—2005».

…А есть и просто прекрасные книги по издательской цене. Как гребцы на пушкинском «Арионе», как зайцы в лодке деда Мазая, — они теснятся на прилавках Non/fiction № 13.

И их не перечислить. От честной, трезвой и (наконец-то!) сегодняшней повести Дины Сабитовой о детдомовской девочке Ритке 14 лет «Три твоих имени» («Розовый жираф») — до эссе Нассима Николаса Талеба «О секретах устойчивости. По следам «Черного лебедя» («КоЛибри»), авторского комментария к нашумевшему трактату «Черный лебедь», где Талеб так точно предсказал кризис 2008-го и его продолжение.

И от «Викторианского Лондона» Лайзы Пикард (на русском исследование вышло в известной «городской» серии «Издательства Ольги Морозовой») — до исторического романа Сергея Бабаяна «Русская Америка» («ПРОЗАиК»). И от двухтомника Александра Маркова «Эволюция человека», только что получившего премию «Просветитель», — до сказки Людмилы Петрушевской «Тельняшка Джек» (в подарочном издании, во всей красе и славе кота Джека — защитника цыплят).

Кстати: в этом году топ-листы Non-fiction, взрослый и детский, выложены на сайте www.moscowbookfair.ru. Еще одна разумная мера для ориентации читателя.

Как все это востребовано десятимиллионной столицей?

Ежели в цифрах: в Non/fiction № 13 участвуют 290 институций из 17 стран.

К вечеру пятницы ярмарку со всем ее блеском посетили 25 тысяч человек.

Дай бог выходным удвоить число ее посетителей.

На Non/fiction, кажется, «зазиповано» чуть не все наличное «новое» знание, предлагаемое в переводе на русский. «Стратегии ярмарки» правильны (а как еще «продвигать» качественную книгу?). К ним вовремя добавились и Фестиваль мировых идей, и деятельность премии «Просветитель» (а она рассылает книги лауреатов в библиотеки России, выкладывает книги и видеозаписи лекций лауреатов на сайте premiaprosvetitel.ru): речь идет уже не о «духовности».

Речь — о востребованности книги специальной. Книги точного и естественно-научного знания. И книги социологической, политологической — создающей картину мира.

Если вспомнить старую истину «Знание не дают, а берут»: людей и институций, готовых его давать, в современной России, похоже, больше, чем тех, кто готов брать.

И новые поколения читателей этому рефлексу надо просто учить.

Так же настойчиво, как в определенном возрасте учат есть ложкой.

ВЫБОР «НОВОЙ»

Умберто Эко стал диггером

«Пражское кладбище», шестой роман Эко, вышел на русском в дни Non/fiction (издательство «Астрель», перевод Елены Костюкович). В Италии за год продано 700 000 экземпляров романа — на 60 млн населения страны. Во Франции «Пражское кладбище» год возглавляло списки бестселлеров. При этом еще никогда Эко не выбирал столь отвратительного героя.

Его капитан Симонини — подделыватель завещаний, Гарпагон парижских задворок 1890-х, комбаттант русской охранки и прусской контрразведки, истерик, не способный ни к любви, ни к обладанию, невротик, убийца, которым иногда овладевает дух жертвы, лжекатолик — и, уж конечно, лжекапитан… И сладострастный исследователь клоак Парижа: они ему не только идейно близки, но и удобны. Если накатит, Симонини там прячет трупы. А грязь, крысы и мощный дух разложения делают остальное.

Но мерзкий гомункулус, вымышленный Эко, успел (с полной исторической корректностью повествования) покрутиться среди людей, так или иначе определивших историю Европы. Он — выдуман. А все остальное — нет. Симонини потихоньку мародерствовал при войсках Гарибальди. Пил на Левом берегу с молодым стажером д-ра Шарко Зигмундом Фрейдом. Он замешан в деле Дрейфуса, он помогал стряпать «Занимательное Евангелие» склизкому авантюристу Лео Таксилю (да-да, то самое, что миллионами выпускал Политиздат). Без амбиций, зарабатывая на жизнь, Симонини и сам выпустил в свет бумажного Голема. А именно — «Протоколы Сионских мудрецов».

Главы о том, как одна «спецслужба» обманывала лжекапитана, другую обходил на кривой он сам, третья правила текст в интересах своей державы, и оттого версии трактата все множились, расползаясь по Европе, — беспощадно смешны и страшны. Копошение господ средней руки в парижских трактирах строит клоаку подсознания ХХ века. Густые пары их амбиций и неврозов, импотенции и компенсаторного обжорства (на которое тоже нужно заработать пером!) — взорвут Европу революцией и двумя войнами.

Об этом (вполне принадлежащем к академическому ведомству Эко как культуролога) механизме разрастания зла от обжорки у площади Мобер до Аушвица и написано «Пражское кладбище», роман страшный и страшно поучительный. Сама попытка разглядеть этот механизм, понять его петляние и ветвление, затягивает, как тоннель.

…По возвращении из тоннеля шестого романа Эко — советуем перечитать пятый его роман, «Таинственное пламя царицы Лоаны». Для самосохранения. Заместо душа Шарко.

P.S. О второй важной новинке Non/fiction № 13 — замечательном двухтомнике «1990-й: опыт изучения недавней истории» (М.: Новое литературное обозрение, 2011) — читайте в ближайших номерах «Новой».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow