СюжетыОбщество

Спасатели просят о спасении

Московская служба спасения может прекратить свою деятельность в ближайшее время. Эту новость сообщили в открытом письме сотрудники МСС

Этот материал вышел в номере № 136 от 5 декабря 2011
Читать
Московская служба спасения может прекратить свою деятельность в ближайшее время. Эту новость сообщили в открытом письме сотрудники МСС
Изображение

Представить, что это действительно может произойти, почти невозможно. Уточню: речь идет не о спасателях — их отряды действуют в структуре МЧС, речь — об уникальном центе приема экстренных вызовов Московской службы спасения.

Мало кто знает, что Московская служба спасения (МСС) создавалась 16 лет назад как частная структура. Ее организовал человек, который, попав в ДТП, не смог быстро до-звониться до «Скорой». В той аварии у него погибла дочь. Все эти годы МСС содержалась на средства холдинга «Яузские ворота». Собственно, такие подробности обывателю были совершенно неинтересны, потому что за эти годы сформировался устойчивый рефлекс: случись что, звонить 0911 или 112. Рассказывать о том, сколько и в каких ситуациях было спасено благодаря этой службе людей, не буду, потому что меньше всего хотелось бы затевать поминальный реквием по ней. Тем более что я очень надеюсь, до этого не дойдет. Но риски большие.

Есть причины уважительные и те, что принято называть уже почти неприличным словом — «оптимизация». К уважительным можно отнести отказ холдинга финансировать проект. Претензий, кроме огромного спасибо «Яузским воротам» за все 16 лет работы МСС, не может быть никаких: благотворительность — не пожизненный крест. Функции приема экстренных вызовов берет на себя МЧС, оптимизируя, так сказать, эту социальную сферу услуг. При этом предполагается, что со всем объемом работы справятся 8 операторов, которые просто будут переключать звонящего на 01, 02, 03. Представьте, что такое 8 человек на почти 20-миллионное население столицы и области. Просчитайте попутно время ожидания ответа оператора. Есть вопросы?

Собственно, если бы сотрудники МСС не подняли волну в интернете, оптимизационная схема «осчастливила» бы город уже с Нового года. Пока ситуация в подвешенном состоянии, так как руководство и МСС, и МЧС от комментариев воздерживается. Договариваются?

О стиле такого молчания — позже. Сейчас о том, что потеряет город, если окажутся не у дел специалисты центра экстренных вызовов МСС. Уникальность системы заключалась в том, что здесь никогда не подходили к вызовам формально. Всколыхнувшийся после известия о планируемом закрытии форум спасателей именно об этом и пытался докричаться до властей. Об этом, а не о перспективах собственного трудоустройства. Дело в том, и это известно всем, кто когда-либо пользовался этой службой (мне лично тоже), здесь работали со всеми нештатными ситуациями большого города. Вот один из эмоциональных аргументов форумчан:

«Разве МЧС интересуют оборванные провода городского транспорта? Разве МЧС интересны не работающие светофоры на дорогах? Разве МЧС помогает людям, у которых на дорогах ломаются автомобили? Разве МЧС занимается поисками пропавших в лесах людей? Разве автоответчик, который собираются поставить в МЧС, будет помогать, когда раздается звонок, а на другом конце телефона молчание, и пытаться выяснить, почему молчат и что нужно звонящему? Разве автоответчик способен оказать психологическую помощь? Разве автоответчик вызовет на место сразу все нужные службы в зависимости от ситуации? Или, может, автоответчик сравним с живым профессионалом?»

Этот эмоциональный выплеск одного из сотрудников МСС требует пояснения. Около сотни операторов и несколько тысяч добровольцев обслуживали большой город. Были случаи, когда оператор руководил родами по телефону, что для застрявшей в пробке машины с роженицей было более спасительным вариантом, чем просто вызов для нее экстренной гинекологической «скорой», которая в этой же пробке и встанет. Был случай, когда в трубке молчали, а оператор тем не менее попросил: «Если вам нужна помощь — постучите». В ответ раздался стук, и путем каких-то немыслимых «переговоров» удалось выяснить адрес. Оказалось, что у человека случился инсульт, и он не может говорить. А застрявшей в лифте беременной женщине в день, когда внезапно вырубилось электричество в целом микрорайоне и пришлось долго ждать наладчиков, оператор звонил в течение нескольких часов и рассказывал анекдоты, чтобы отвлечь, поддержать…

Кроме этого, операторы МСС (и в этом уникальность службы) любой вызов доводили до адресата. Звонок ребенка или старика, случайного прохожего, ставшего свидетелем ЧП, но не знающего точного адреса происшествия, здесь максимально тщательно обрабатывали и в оперативные службы 01, 02, 03 передавали точный адрес. А точный адрес — это увеличение шансов на спасение. Рассчитывать, что несколько операторов на коммутаторе без опыта работы осилят эту задачу?

Количество оперативных служб в столице исчисляется десятками — Мосгаз, Москабельсеть, Мосгорсвет, Мосводоканал, пожарная охрана, полиция и т.д. Всё это стекается на пульт 911. МСС — единственная структура, которая сегодня может оперативно по одному звонку с ЧП скоординировать работу этих служб.

Григорий Сергеев, организатор поисково-спасательного добровольческого отряда «Лиза Алерт», рассказал, что нынешней осенью операторы центра умудрялись нескольких заблудившихся в лесу людей сориентировать по телефону и вывести к населенным пунктам. В Московской службе спасения огромная база карт и опыта работы с адресами, маршрутами. Кому теперь звонить заблудившимся в лесу?

Еще Сергеев рассказал, как сотрудники МСС помогли в поисках ребенка. «Этим летом у нас была поисковая операция. Была версия, что ребенка могла увезти родственница на автобусе в другой город. Я позвонил в МСС и через несколько часов получил расписание всех возможных автобусных рейсов в этом направлении с московских вокзалов. Это позволило тут же начать опрос водителей на маршрутах. На следующий день мы нашли ребенка».

Не думаю, что нужно напоминать, что полиция у нас вряд ли среагирует в таком же темпе и с аналогичной эффективностью.

Уникальность работы Московской службы спасения обеспечивали и несколько тысяч добровольцев, которых здесь называют корреспондентами. Их в Москве и области почти 7,5 тысячи, постоянно в эфире около 500. Их машины оборудованы радиосвязью и минимальным спасательным оборудованием. На борту — наклейка с летучей мышью. В большом городе эти люди часто оказываются на месте происшествия быстрее, чем специальные службы.

Я к чему это рассказываю? К тому, что если всё пойдет по первоначальному плану оптимизации, уникальный опыт большой команды будет потерян. Восстанавливать придется годами, с издержками ценою в человеческие жизни.

Лично мне очень подозрительным кажется активное нежелание руководителей обеих служб говорить с прессой. Андрей Кравцев, заместитель руководителя Московской службы спасения, сказал буквально следующее: «Информации о нашем закрытии нет и о нашей дальнейшей судьбе тоже». Руководитель пресс-службы Московского отделения МЧС Евгений Бобылев от прямых ответов тоже уклонился: «Мы не имеем никакого отношения к телефону 0911».

Если есть планы сохранить уникальную команду, сообщите хотя бы, что «работа в этом направлении ведется». Если нет, то некрасиво откладывать решение до «после выборов». Репутационные издержки партии власти не увеличатся, потому что дальше просто некуда.

И еще. Я очень хочу пожелать успехов Министерству чрезвычайных ситуаций. Я все-таки очень на него рассчитываю.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow