СюжетыКультура

Слово на слабую долю

Пятый «Аксенов-фест» выявил связь музыки и политики

Этот материал вышел в номере № 137 от 7 декабря 2011
Читать
Пятый «Аксенов-фест» выявил связь музыки и политики

Александр БЕЛЯЕВ, Казань — Москва

«Аксенов-фест» — большое, популярное двухдневное действо в столице Татарстана. И — лишняя капля бензина в мотор здешней интеллектуальной жизни.

Фраза про логоцентричную страну навязла в зубах, но ведь действительно: инструментальную музыку у нас не слушает никто, а в песнях слушатель больше обращает внимание на стихи. Аксенов, как известно, писал изысканную прозу, а музыку любил ту, которая считается элитарной: джаз. Писатель Виктор Шендерович (в этом году он провел здесь мастер-класс) свидетельствует, что «Аксенов в джазе знал толк» и «всё поколение подсадил на джаз». «Аксенов-фест» уже пятый год доказывает, что эта самая хорошая проза и эта как бы элитарная музыка очень даже хорошо сочетаются. Кроме того, устроителям фестиваля он уже видится выражением общего «шестидесятнического» духа, и они ищут точки соприкосновения с домами-музеями значительных писателей той эпохи в других городах.

«Аксенов-фест» придумали как альтернативу юбилею Аксенова: сам писатель ни за что не хотел справлять 75-летие. Почести и официоз ему не нравились, интервьюеров, называвших его «живым классиком», он просто высмеивал. Координатор фестиваля, главред журнала «Октябрь» Ирина Барметова рассказывает, что поэт Михаил Генделев и рок-музыкант Андрей Макаревич «предложили вместо юбилея организовать фестиваль, в котором соединились бы слово и музыка. Сначала мероприятия проводились на сцене оперного театра. Там были прекрасные джазовые концерты, а Белла Ахмадулина читала стихи. Через некоторое время по решению мэра Казани Ильсура Метшина маленький полуразрушенный домик Аксенова отреставрировали, устроив культурный центр. Уже два года у фестиваля есть адрес, где проходят мастер-классы, творческие вечера. Но когда мы уезжаем, жизнь там продолжается: приходят казанские авторы, представляют свои книги». Музеем дом этот язык не повернется назвать: он вполне уютный, как будто только вчера жильцы выехали. Собственно, домом-музеем он и не стал, но превратился в творческую мастерскую с джаз-клубом в подвале. «Аксенов говорил, — вспоминает Ирина Николаевна Барметова: — «Не хочу музей, не дай бог!» Даже смеялся над этим. Поскольку он сам в молодости скитался по кухням, то мечтал, чтобы у молодежи было место для встреч независимо от того, где какая власть. И чтобы внизу — джаз-клуб!»

Программа — два дня, с полудня до полуночи. Есть джазовые концерты — за них отвечает Андрей Макаревич. Есть чтения, литературные мастер-классы, пресс-конференции и презентации интересных книг и публикаций. Есть смесь того и другого: «сейшены», где и музыка играется, и читают стихи.

В первый вечер Андрей Макаревич представил проект «Джазовые трансформации». Макаревичу надо отдать должное: как ни относись к его рок- и джаз-проектам, но попытка соединить умные слова с настоящей музыкой — это благородное начинание. Это не излюбленное русское «положить» слова на два минорных аккорда, сбацанных на гитаре. «Я никогда не думал, что буду играть джаз, — признается Андрей Вадимович. — Не думал, что мне это дано. Играй свой рок-н-ролл и помалкивай! Женя (Евгений Борец, джазовый пианист. — А. Б.) меня убедил, что всё возможно: просто надо заниматься, узнавать новое и иметь возможности играть эту музыку с очень хорошими музыкантами». Хорошие музыканты: трио вышеупомянутого Евгения Борца, братья Бриль, певица Ирина Родилес и весело «лабающий» ретростандарты Moscow Ragtime Band.

В этом году фестиваль построен вокруг публикации переписки Аксенова и Беллы Ахмадулиной в журнале «Октябрь». Американо-советскую переписку двух друзей, явно тяжело переживавших разлуку (в каждой строчке, даже когда речь идет о чем-то бытовом, — душевная боль и за уехавших, и за оставшихся), нашли только недавно. Вечер памяти поэтессы, умершей год назад, где джазовая и классическая музыка (в облике пианиста Алексея Гориболя) сливались с декламацией, — один из ударных моментов фестиваля. Помимо стихов зачли фрагменты этой удивительной переписки, настоящего эпистолярного романа. «Для меня это был пик фестиваля, — делится впечатлениями Виктор Шендерович. — Переписку исполнили так тактично и так трогательно. И сам Мессерер (художник Борис Мессерер, муж Беллы Ахмадулиной. — А. Б.), который читал свое письмо… Я давно так не смеялся! И не плакал».

Свободное выражение мыслей и эмоций вообще свойственно «Аксенов-фесту». Вот, например, на пресс-конференции Юрий Арабов, сценарист и автор потрясающего «битловского» романа «Биг-бит», сказал про «опрометчиво недобитую нашей властью интеллигенцию» и высказался в том духе, что на «святой казанской земле» то же, что и везде в стране, — общество потребления и отупение. На казанском ТВ-канале «Столица» именно эту фразу Арабова показали, наверное, раз десять. То ли у них это можно, то ли никому в голову не приходит, что нельзя. И милиции мало. Почти нет. И люди спокойные и приветливые. Виктор Шендерович видит связь между музыкой и политикой: «Джаз — музыка свободных. Там, где музыканты делают акцент на первой и третьей доле такта, то есть играют марш, — там у людей и страны судьба складывается определенным образом. А там, где на слабую долю, вторую и четвертую доли, как в джазе, то складывается по-другому. Если бы судьбу России определяли люди, любящие и знающие джаз, она была бы другой».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow