СюжетыПолитика

«Такого ужаса мы не ожидали!»

Ассоциация «ГОЛОС» и ее наблюдатели — о нарушениях на прошедших выборах

Этот материал вышел в номере № 139 от 12 декабря 2011
Читать
Ассоциация «ГОЛОС» и ее наблюдатели — о нарушениях на прошедших выборах
Изображение

В день выборов ассоциации «ГОЛОС», которую накануне оболгали на НТВ и присудили к штрафу в суде, пришлось несладко. Из-за DDoS-атаки не работал ее сайт, «Карта нарушений» была недоступна, ЖЖ тоже упал. На горячую линию для сообщений о нарушениях «доброжелателями» был организован массовый автодозвон, а потом и вовсе начали перехватывать звонки и давать неправильный номер.

Это не помешало, однако, экспертам «ГОЛОСа» подготовить рейтинг самых «популярных» нарушений. Две тысячи наблюдателей должны были присутствовать в день выборов в 40 регионах почти на 6 тысячах участков. На 10% из них наблюдатели не были допущены с самого начала голосования, еще 5% удалили до подсчета голосов. Однако «покрытие» участков все-таки было достаточным, чтобы судить о масштабах и характере нарушений.

Практически на половине участков, где присутствовали наблюдатели от «ГОЛОСа»,не было информации о доходах и имуществе кандидатов в депутаты (47%), не оглашались данные подсчета по книгам избирателей(48%), и не состоялось итоговое заседание УИК (41%). Не объявляли количество заявлений о голосовании вне помещения перед вскрытием переносных ящиков(23%). На 14% участковурны для голосования стояли вне зоны видимости наблюдателей.

Не обошлось без «каруселей»: на 6% участков были зафиксированы подвозы «избирателей». В Екатеринбурге активисты «ГОЛОСа» сумели остановить один из автобусов, курсирующих по избирательным участкам. После того как его остановил сотрудник ДПС, двери отворились, и «карусельщики» с невозмутимым видом направились восвояси. Одна пожилая женщина представилась соцработником, которая голосует за своего «клиента» — ветерана войны, но не выдержала дальнейших расспросов и заявила: «Я ездила смотреть унитаз, всё?!»

На 36% избирательных участков комиссия несвоевременно вносила данные о погашенных бланках и о подсчетах по списку пришедших избирателей.

Многим наблюдателям не дали присутствовать при подсчете голосов— их выгоняли с участков, во многих случаях вообще без объяснения причин. Но те, кто остался, рассказали, чтонарушалась стадийность подсчета голосов (26%): по закону сначала нужно погасить неиспользованные бюллетени, закончить работу со списком избирателей и лишь после вскрывать урны. Нарушение процедуры сортировки бюллетеней было зафиксировано на 27% участков. На 21% участков наблюдателям не показывали отметки в бюллетенях, предлагая верить на слово. В 13% случаев на участках присутствовали представители администрации. На половине участков результаты голосования пересчитывались.

В 32% случаев данные о голосах, поданных за партии,заносились в протокол с большим опозданием или вообще в другом помещении. На 27% участков комиссия не изготавливала копии протоколов. В 12% случаев протокол составлялся даже не в стенах участка, а уже подвозился готовый,в 17%— проводились консультации с вышестоящей комиссией или администрацией.

Не раз организаторы акции «Гражданин наблюдатель» и ассоциация «ГОЛОС», готовившие наблюдателей, рассказывали, что наблюдателями зачастую приходят аполитичные молодые люди, многие из которых вообще впервые участвуют в выборах. Но практически каждый из них начинает свой рассказ со слов: «Нас готовили к самым страшным фальсификациям, но такого ужаса мы не ожидали увидеть!»

Байки наблюдателей

Дарья ИЛЬШЕНКО, наблюдатель на УИК № 1703:

— После 16 часов нам объявили официальные данные о явке. 980 человек. По нашим подсчетам — немногим больше 600. Поняли: будет вброс. Со своего места я увидела, как «голосующий», попытавшись закрыть спиной урну от наблюдателя-коммуниста, вбросил в нее пачку бюллетеней. Стоявшая рядом девушка-полицейский спросила у коллеги голосом блондинки: «Сейчас парень кинул пачку в урну, я что, должна была его задержать?» Последний вброс произошел примерно в 19.45.

Участок закрыли. Урну, в которую было вброшено три пачки бюллетеней, попытались отнести на второй этаж для подсчета голосов и… у нее отвалилось дно. Однако бюллетени понесли наверх, там свалили на стол. По официальным данным, на участке проголосовало 1613 человек (64%). Но нашим, пусть и не совсем точным, подсчетам — около 1100 (43%).

«Единая Россия» на участке № 1703 набрала 51%. По нашим подсчетам — примерно 29%, то есть чуть меньше, чем КПРФ (30%)».

Нелли БИКЧЕНТАЕВА, наблюдатель на УИК № 1986 (Чертаново Центральное):

— Веселье началось в 12.30, когда член комиссии из Совета ветеранов заметил, как странный мужчина, минуя комиссию и кабинку для голосования, что-то сунул в урны и быстро удалился. Через несколько минут появился еще один такой же, я услышала гулкий звук при вбросе: явно на дно урны упал не один бланк. Один из наблюдателей пошел за ним, но мужчина быстро побежал. После шести вечера секретарь «неожиданно» обнаружила еще один реестр тех, кто хочет проголосовать на дому (до этого уже выезжали с двумя списками). Вернулись они ровно в 23.45, то есть подсчет голосов был задержан на 4 часа. И самое удивительное: проголосовали все 50 человек, кто был в списке! 48 — за «Единую Россию», даже галочки одинаковые стоят.

Ирина ЧЕВТАЕВА, наблюдатель на УИК № 1342 (Лефортово):

— На нашем участке наблюдателя от КПРФ, спокойно сидевшего в стороне, попросили удалиться, сказали: «Мешаете проведению избирательного процесса». Начали считать голоса, с первого раза у «Единой России» было 680, пересчитали — 640, оказывается, и бланки других партий положили в стопку. Был один бюллетень с надписью: «Против партии жуликов и воров!», но галочка стояла за «Единую Россию». По закону такие бланки недействительны, но у нас отмахнулись: «Это же волеизъявление граждан!».

Каролина ГЛАДКОВА,наблюдатель на УИК № 1621:

— Позже остальных на участке появилась наблюдатель от правящей партии. Она решила тут же проголосовать, но мы заметили в ее руках несколько бюллетеней. Мы составили жалобу. После этого еще дважды фиксировали вбросы. На вопросы о количестве выданных бюллетеней мне не отвечали. Члены комиссии пригрозили мне удалением: сказали, что я вношу нервозную обстановку, слишком громко ищу что-то в сумке и вообще мажу руки кремом! Подсчет голосов начался в полдесятого, а не в восемь. При вскрытии второго ящика, самого дальнего, было очевидно, что бюллетени сложены аккуратной стопкой, всего примерно 300 штук, и все с галочкой в номере шесть, причем галочки идентичны по размеру и сделаны ручкой одного цвета. Папки были видны лишь нам, членам комиссии от оппозиционных партий, другие единодушно сошлись на том, что сотни бюллетеней с голосами за одну партию сложились вместе совершенно случайно.

Екатерина Фомина

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow