СюжетыКультура

За непотерянное время

«Новая газета» вручила свой приз на фестивале «Сталкер»

Этот материал вышел в номере № 142 от 19 декабря 2011
Читать
«Новая газета» вручила свой приз на фестивале «Сталкер»

10 декабря, в день принятия ООН «Всеобщей декларации прав человека», в московском Доме кино открылся XVII Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Закрывался правозащитный кинофорум в день «единения» Владимира Путина с народом.

Приз, который вручает на фестивале «Новая газета», имеет формулировку «За непотерянное время». Надо сказать, конкурсная программа в этом году заметно окрепла. Фильмов, которые не воруют твое время, напротив, сообщают что-то ценное, значимое про страну, людей, про то, что беспокоит и трогает - значительно больше. Почему? Возможно, по той же причине, которая вывела людей на улицы. Кинематографистам тоже «не все равно», что происходит в нашем «темно-синем лесу, где трепещут осины».

Попытку осмыслить общественные настроения предпринял Валерий Балаян в фильме «Ностальгия по оконному стеклу». Закадровые размышления Мераба Мамардашвили (запись радиостанции «Свобода») оказываются контрапунктом изменчивому настроению «улицы». Вот очередь на «Покаяние», народ жаждет увидеть фильм, подводящий черту советской системе. Философ с горечью констатирует: «Слухи о тупиковой советской цивилизации преувеличены. То, что не жило, не может умереть… У нас даже позитивные решения тонут в толще выморочного существования». Вот народ на демонстрациях десять лет спустя. Милиция еще неуверенно гонит дубинками толпу несогласных… Болельщики громят Манежку… Народ негодует… неосмысленно-растерянно. Философ формулирует: «У нас все переживают, что стекла в нашем «здании» разбиты войнами, кризисами. При этом все ждут, когда эти стекла «кто-то» вставит».

Фильм о писателе-правозащитнике Анатолии Приставкине сегодня, когда заключенные снова бесправны, мог бы стать злободневным… будь он поэнергичней. Убедительней всего в картине - цифры. К примеру, такие: среди помилованных комиссией Приставкина - всего лишь 5% рецидива (обычно эта цифра достигает 60%).

В «Возвращении Александра Сергеевича в Россию» талантливый ученый эмбриолог, процветающий на кафедре генетики в Эдинбургском университете, вознадеялся, что его силы и способности могут пригодиться России. Как думаете, пригодились? Кафедра эмбриологии отказала ученому в докторантуре. В общем, «ехай», Александр Сергеевич, к себе в Шотландию, поднимай «ихнюю» генетику. Да и генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости… к чему она нам, «иванам, родства не помнящим»?

Сильная эмоциональная встряска – тишайший фильм «Я забуду этот день». Больничный коридор. Женщины одна за другой оставляют на вешалке халатики и входят в кабинет, откуда их вывозят на каталках. В «чистилище» они расстаются с не рожденным ребенком. Конвейер этот механистичен и неостановим. В кабинете доктор пытается урезонить-умолить: «Рожай… Подумай, большой срок… Больше не родишь…» Бесполезно: «Боюсь, это подорвет нервную систему моего гражданского мужа…»

Один из самых хватающих за сердце - фильм «Клеймо» о людях с ментальной инвалидностью. Владик Саноцкий - юноша, страдающий синдромом дауна, у которого нет друзей. Совсем. Зато на вопрос: «Умеешь любить?» отвечает не задумываясь: «Очень». Когда подростки в метро над ним смеются – ему тоже весело, он им улыбается. Думает, наверное: «Какие прекрасные парни». Владик вообще так думает про наш мир, страдающий синдромом хронического бездушия. Это не они – «ограниченные», это общество ограничивает «иных людей» в возможностях. К чему нам космос, - спрашивает отец четырех детей, фотохудожник Владимир Мишуков, - кому мы там нужны с нашей пустотой?» Мы отворачиваемся от близких, нуждающихся в нашей помощи, - и всматриваемся в далекие звезды. Вот юноша, творчески одаренный, с нервами нараспашку - его поразил рок шизофрении, она обычно настигает в самом расцвете сил в 20-25 лет.

Вот Соня, она аутистка. Для аутиста мир – трагически, по-живому разорван в несоединимые куски. У юной Сони нет сил прорвать завесу молчания, пробиться к внешнему миру. Но она пишет стихи. Чудные и чудные. «…Ваш мир мне видится иначе. Вторая жизнь у нас своя, а первая в ней горько плачет»… Стихи читает актриса Евгения Симонова у радийного микрофона. Читает и срывается – «горько плачет». Что ждет этих детей, молодых людей, когда не станет их единственной опоры – родителей… Гибель в интернатах? Вокруг них в обществе образовалась черная дыра. Воронка, в которую они летят – один за другим. Не случайно у нас 85% матерей в роддоме отказываются от новорожденных с синдромом Дауна. В Скандинавии не зафиксировано ни одного отказа. В США очередь на усыновление подобных детей насчитывает сотни родителей. Так, что нам твердить об экономическом кризисе, падающей цене на нефть, когда мы уже переживаем опаснейшую из катастроф – моральную, накрывшую общество ненасытного потребления непробиваемым медным тазом.

Председатель правозащитного жюри на фестивале Алексей Симонов заметил одно качество нашего нового документального кино. Случается, режиссеру удается отыскать удивительного героя, но художественное высказывание и сам автор – не равны масштабу этого героя. Впрочем, это точно подмеченное обстоятельство, не касается нашего выбора.

Наш приз в форме прозрачных песочных часов получила режиссер Мария Волчанская за фильм «Быль-небыль». Выбор, не скрою, для многих неожиданный. Ждали остро-проблемных предпочтений. Да и киноработ про инвалидов, беженцев, жертв холокоста и сталинских репрессий, дедовщину - на «Сталкере» всегда в избытке. А мы полюбили картину, до краев наполненную светом. Редкий жанр в неигровом кино – лирическая комедия, да еще снятая с темпераментом, драйвом. Тот самый редкий случай равенства талантов: героини и режиссера. Наталья Егорова живет на отшибе деревни со своими детьми. Родными и взятыми из детдома. Наталья – женщина в соку, столп большой веселой семьи. Даром, что без мужа. На ней хозяйство: скот, птица, дом. Вот под ритмичный пританцовывающий гитарный перебор она с коромыслом по ухабам мчится с холма вниз по воду, потом тащит ведра в дом: летом и зимой - на стирку и готовку. Печет оладьи на печи, солит, вялит, парит, строчит. Чистит с детьми хлев («Корова отелится, а тут не прибрано»). Прихорашивается, звездочки в волосах, шапочки меняет, цвет волос, ногти красит. Мерилин Монро из деревни Некрашово едет в детдом еще за одной девочкой («Поеду не накрашенная – страшная, не дадут дочку»). Ей бы стонать от усталости, а ей горя мало, над собой похахатывает: «Подарил бы нам президент внедорожник… Мужики приходят и уходят - дети остаются»). Но она надеется. В Интернете жениха ищет («Хотя кому я с детьми нужна?») И все надежды ее обязательно сбудутся. И жених из самой Москвы на внедорожнике прикатит, и еще двумя малышами из детдома семья прирастет. Она и есть настоящая героиня правозащитного форума. Вопреки обстоятельствам отстаивающая право на жизнь, на любовь, на семью, на человеческое достоинство.

«Сталкер» традиционно отмечает не только авторов фильма, но привечает их героев. Надеюсь, пригласят на следующий фестиваль неистребимую оптимистку из деревни Некрашово. Наталья, приезжайте, пожалуйста, очень нам не хватает вашего не заказного оптимизма и жизнелюбия.

Среди героев фестиваля и сталкер Леха (фильм «Леша»), крепкий мужик, бредущий по пепелищу родной деревни, вспоминающий соседей, которых он спасал от огня прошлым адским летом. Блестящий юрист Сергей, пытающийся - несмотря на диагноз ДЦП и враждебность общества - быть обычным деловым человеком. Бродячая музыкантша Людмила Ивановна, полная решимости выжить во враждебной столице («Мигрантка»). Рядовой, силящийся понять, чем служба в российской армии отличается от рабства («Солдат»). Пожилая тетенька, о которой неожиданно вспомнила страна и заколотила в дверь: «Пора голосовать!» («Бюллетень, по ту сторону моста»).

На церемонии Закрытия член жюри режиссер Вадим Абдрашитов вспомнил о состоявшемся разговоре Владимира Путина с гражданами: «Как было бы замечательно вместо столь сложно организованной встречи-трансляции показать по телевизору фильмы «Сталкера» и устроить вокруг них всенародное обсуждение. Потому что картины эти касаются чуть ли не всех проблем жизни. И потому что в сегодняшнем разговоре власти с людьми я не ощутил реальной жизни, показалось даже, что речь идет о какой-то другой стране. А в лучших фильмах «Сталкера» звучит камертон правды и художественности».

Слушайте, может, правда, начинать заседание правительства, Думы с показа документального кино? Не телевизионного – настоящего, того, что на «Артдокфесте» и «Сталкере». Возможно, тогда нашелся бы ответ на такой непростой вопрос: «Отчего надо быть безоглядными сталкерами, чтобы просто жить и растить детей в собственной стране?


ИТОГИ
XVII Международного Фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер»

10 - 15 декабря 2011 года

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИТОГИ КИНОФЕСТИВАЛЯ

ЖЮРИ ИГРОВОГО КИНО в составе: Валерий АХАДОВ, Александр ГУТМАН, Алексей МУРАДОВ, Андрей ОСИПОВ присудило следующие награды:

ПРИЗ ИМЕНИ ВАЛЕРИЯ ФРИДА Фильму «ДОМ», режиссер Олег Погодин

ПРИЗ «ДЕБЮТ-«СТАЛКЕР» ЗА ИГРОВОЙ ФИЛЬМ Фильму «ДОМ ВЕТРА», режиссер Вячеслав Златопольский

ПРИЗ «СТАЛКЕР» ЗА ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ Фильму «СИБИРЬ. МОНАМУР», режиссер Слава Росс

ДИПЛОМЫ ЖЮРИкороткометражным игровым фильмам: «1937», режиссер Светозар Головлёв «НЕ ПОНИМАЕШЬ? ПОЙМЕШЬ!», режиссер Чжун Сок Ву

ЖЮРИ НЕИГРОВОГО КИНО в составе: Вадим АБДРАШИТОВ, Раиса ФОМИНА, Елена ЦЫПЛАКОВА присудило следующие награды:

ПРИЗ имени ГЕОРГИЯ ЖЖЕНОВА Фильму «ВЕЛИКИЕ РЕКИ СИБИРИ. АМУР», режиссер Андрей Титов

ПРИЗ имени СЕРГЕЯ ГОВОРУХИНА Фильму «СОЛДАТ», режиссеры Пол Дженкинс, Андрей Ерастов

ПРИЗ «СТАЛКЕР» за документальный фильм Фильму «БЫЛЬ-НЕБЫЛЬ», режиссер Мария Волчанская

ПРИЗ «СТАЛКЕР» за лучший документальный фильм Фильму «А ЕСТЬ ЛИ ТАМ ТЕАТР?», режиссер Нана Джанелидзе

ДИПЛОМЫ ЖЮРИ документальным фильмам: 1) «АВОСЬ», режиссер Елена Жигаева 2) «НА МНЕ КРОВИ НЕТ», режиссер Светлана Стасенко 3) «АНАТОЛИЙ ПРИСТАВКИН. ОГЛАВЛЕНИЕ», режиссер Ирина Васильева 4) «МОЙ ДРУГ СЕРГЕЙ», режиссер Владислав Марков 5) «ПОД ШУМ БЕЛОГО МОРЯ», режиссер Иосиф Трахтенгерц 6) «СЛЕПАЯ ЛЮБОВЬ», режиссер Александр Ткаченко 7) «РУССКИЙ ОФИЦЕР», режиссеры Галина Яцкина, Василий Яцкин

ЖЮРИ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ в составе:председатель жюри - Алексей СИМОНОВ; члены жюри - Елена ГРИШИНА, Татьяна БАХМИНА, Ирина ЕРЁМИНА присудило следующие награды:

ПРИЗ имени АНАТОЛИЯ ПРИСТАВКИНА Режиссеру фильма «Клеймо» Ольге Арлаускас за умение увидеть то, что не видит мир.

ПРИЗ имени ФЕЛИКСА СВЕТОВА Фильму «Лёша», режиссер Елена Демидова – за сердечную щедрость и лаконичность ее выражения.

ДИПЛОМ жюри правозащитных организаций Автору фильма «Внутри квадратного круга» Валерию Шевченко за дар, рассказывая о малом, показать проблемы большой и неустроенной страны.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ XVII Международного Фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве

ПРИЗЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ООН В РФ • Приз Представительства ООН в РФ Документальному фильму «НАСЛЕДСТВО», режиссер Фариз Ахмедов

Специальный приз Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Документальному фильму «НА ПЕРЕПУТЬЕ», режиссер Светлана Свистунова

Специальный приз Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Игровому фильму «ПРЕЗУМПЦИЯ СОГЛАСИЯ», режиссер Фархот Абдуллаев

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО КОМИССАРА ООН ПО ДЕЛАМ БЕЖЕНЦЕВ Документальному фильму «ЗАТЕРЯВШИЕСЯ В ПОЛЯХ», режиссер Екатерина Головня

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ПОСОЛЬСТВА КАНАДЫ В РОССИИ Документальному фильму «НА КАВКАЗЕ РАСТУТ ФИАЛКИ», режиссер Александр Авилов

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ПОСОЛЬСТВА КОРОЛЕВСТВА НИДЕРЛАНДОВ В РОССИИ Игровому фильму «ОХОТНИК», режиссер Бакур Бакурадзе

ПРИЗ ГИЛЬДИИ КИНОРЕЖИССЕРОВ РОССИИ Режиссеру документального фильма «ТЕТРАДЬ ИЗ СОЖЖЕННОГО ГЕТТО».Евгению Цымбалу за вклад в российскую кинодокументалистику, огромный многолетний труд по открытию неизвестных страниц российской истории и культуры, четкую гражданскую позицию и отстаивание прав человека

ПРИЗ СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ «ДИАЛОГИ ДОВЕРИЯ» Документальному фильму «МЫ НЕ ОВОЩИ», режиссер Константин Голенчик

ПРИЗ «НОВОЙ ГАЗЕТЫ» «ЗА НЕПОТЕРЯННОЕ ВРЕМЯ» Документальному фильму «БЫЛЬ-НЕБЫЛЬ», режиссер Мария Волчанская

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ МОЛОДЕЖНОГО ЖЮРИ Игровому фильму «Ангел», режиссер Дмитрий Федоров

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow