СюжетыПолитика

«Сначала подожгли елку, а потом расстреляли людей»

Генеральный прокурор Казахстана отрицает, что силы безопасности открыли огонь по участникам протеста. А руководители нефтяных компаний утверждают, что с работниками рассчитываются сполна

Этот материал вышел в номере № 142 от 19 декабря 2011
Читать
Генеральный прокурор Казахстана отрицает, что силы безопасности открыли огонь по участникам протеста. А руководители нефтяных компаний утверждают, что с работниками рассчитываются сполна

Министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет КАСЫМОВв субботу утром заявил, что ситуация в Жанаозене полностью стабилизировалась. «Беспорядки в Жанаозене подавлены, ситуация в городе спокойная, на площади никого нет», — сказал он по телефону корреспонденту агентства «Интерфакс-Казахстан». По словам министра, «зачинщиками беспорядков в Жанаозене стали ранее уволенные нефтяники, которые были одеты в сине-красную униформу с надписью «Казмунайгаз». Они сначала препятствовали проведению праздничных мероприятий, разгромили установленную на площади сцену, а затем занялись мародерством». По данным министра, по подозрению в причастности к беспорядкам задержаны 70 человек. В Жанаозен стянуты солдаты внутренних войск со всех областей Западного Казахстана.

Как уже сообщалось, беспорядки в Жанаозене начались во время проведения праздничных мероприятий по случаю 20-й годовщины государственной независимости Казахстана. По словам очевидцев, на центральную площадь Ынтымак выбежала толпа молодых людей: они начали громить звуковую аппаратуру, подожгли новогоднюю елку.

Бастующий нефтяник Сапар УСКЕНОВговорит, что люди были шокированы действиями погромщиков:

— Это была провокация. Мы мирно стояли на площади, когда в нас въехал полицейский автобус. В это время несколько молодых людей устроили погром, потом полиция начала разгонять нас с площади. Наши ребята, естественно, начали сопротивляться. Произошли столкновения, началась стрельба, начался хаос. Я видел много убитых и раненых. Это было ужасно.

«В результате массовых беспорядков были сожжены здание городского акимата, гостиница, административное здание компании «Озенмунайгаз», — сообщил генеральный прокурор Казахстана Асхат ДАУЛБАЕВ на брифинге вечером 16 декабря в Астане. Но Даулбаев категорически отрицает, что силы безопасности открыли огонь по участникам протеста.

Председатель Мангистауского областного независимого профсоюза «Актау» Кенжегали СУЙЕУОВсчитает, что генпрокуратура намеренно искажает информацию о количестве жертв и пострадавших.

— По некоторым данным, убито около 70 человек, но это не точные сведения, потому что в городе до поздней ночи стрельба не прекращалась. Я не могу точно сказать, кто стреляет в полицейских. Возможно, эти люди не из числа бастующих нефтяников.

Правозащитник Галым АГЕЛЕУЛОВ, который на протяжении последних семи месяцев оказывал правовую поддержку бастующим, тоже считает, что беспорядки в Жанаозене были спровоцированы наёмниками:

— Я связывался с бастующими нефтяниками. Они говорят, что все произошло мгновенно: выбежала толпа и начала громить все вокруг. Забросали новогоднюю елку и полицейский автобус бутылками с зажигательной смесью. В это же время загорелись акимат города и офис компании «Озенмунайгаз». Я думаю, что это было заранее спланированной провокацией. Я сам не раз бывал в Жанаозене и знаю, что здание компании «Озенмунайгаз» огорожено высоким забором, везде выставлена охрана, объект находится под видеонаблюдением, поэтому туда невозможно попасть, тем более его поджечь.

По словам правозащитника, именно власти могли спровоцировать беспорядки:

— Стрелять начали сразу, без предупреждения. Мне ребята сообщили, что есть случайные жертвы. От автоматной очереди шальная пуля сразила насмерть 16-летнюю девушку.

Забастовки нефтяников начались в мае, а уже в августе юрист и лидер забастовщиков Наталья Соколова была отправлена в тюрьму на шесть лет по обвинению в разжигании социальной розни. Другому лидеру бастующих — Акжанату Аминову — дали год тюрьмы условно.

Нефтяники Мангистауской области требуют повышения заработной платы на основании причитающихся им региональных коэффициентов. Руководители нефтяных компаний настаивают на том, что с работниками рассчитываются сполна. Трудовой конфликт перерос в локаут, а затем — в многомесячную забастовку, акции протеста, увольнения забастовщиков, а теперь — и в массовые беспорядки.

Михаил КОСОЛАПОВ, специально для «Новой», Казахстан

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow