КолонкаПолитика

ТВ корчится, безъязыкое. А «НТВшники» все еще пытаются говорить

Этот материал вышел в номере № 144 от 23 декабря 2011
Читать
Изображение

«21-летняя Оксана ищет мужчину, с которым можно встретить конец света», — объявила ведущая программы «Давай поженимся» Лариса Гузеева. Сидящая тут же 21-летняя Оксана поведала публике, что начиталась предсказаний племени майя и теперь живет в ожидании Апокалипсиса в роковом 2012 году. Но, как говорится, если уж погибать, так с музыкой. Точнее, в объятиях любимого человека, который естественным путем все никак не заводится. Теперь одна надежда — на ТВ. «Ну, что ж, — резюмировала практичная сваха Роза Сябитова, — времени осталось мало, надо хоть что-то успеть. Выбирать не приходится, будем брать того, кто согласится провести с вами последние дни».

Это только совсем уж наивные зрители верят, что браки заключаются не на небесах, я в ящике. Кликнешь клич: «Хочу жениться» — и тебе быстренько подберут вторую половину с необходимым набором параметров. Вот и наша Оксана никакого Апокалипсиса не ждет (интересничает) и в жениха из телевизора не верит. Просто хочет своей минуты славы и верит в телевидение как в двигатель личного успеха. Простим ей ее маленькие девичьи хитрости.

У одного завидного жениха тоже времени осталось мало и тоже надо хоть что-то успеть. Тем более что в отличие от Оксаны, у которой до объявленного племенем майя Апокалипсиса есть в запасе еще год, у него — всего три месяца, и — о, мудрая сваха! — нужно срочно «брать» тех, кто согласится провести с ним эти последние дни.

Михаил Прохоров, кандидат в главные «мужья» страны, ко всему прочему и по жизни жених. И ради спокойствия страны — своей потенциальной главной «невесты» — даже готов жениться по-настоящему, чтобы не дразнить гусей. Ведь холостой президент — подозрительный президент. Страна любит, чтоб все было как у людей: дом, жена, дети. И пусть даже «прекрасный семьянин» мордует жену похлеще, чем какой-нибудь маргинальный дядя Вася, постоянный герой программы «Пусть говорят», однако ж и это в сознании большинства не порок. Бьет — значит, любит. А кому сейчас хорошо?

Впрочем, в программе «НТВшники», куда Михаила Прохорова пригласили все-таки не как жениха, а как кандидата в президенты, вопросов о грядущей женитьбе не задавали. Разве что Ксения Собчак, кокетничая, вспомнила, как некоторое время назад сама предлагала ему руку и сердце, да он отказался. Журналисты НТВ устроили ему что-то вроде прямой линии кандидата в президенты со специально отобранным народом, посадив главного героя в центре, отдельно от других, видимо, чтобы не подчеркивать его высокорослости на фоне прочих, куда более мелких героев и гостей. (Вот, кстати, будет проблема у телевизионщиков, если вдруг Прохорова таки изберут президентом: много лет они осваивали искусство «укрупнять», а придется овладевать искусством противоположным. Ну да это дело техники и, судя по всему, прекрасного далёка.)

Михаил Прохоров изо всех сил старался выглядеть своим парнем в либеральной тусовке. Говорил правильные слова про свободу, справедливость, права человека, про поддержку протестных гражданских акций и необходимость либерализации политической и экономической системы. Но не покидало ощущение, что он и в избирательной кампании, и в программе участвует как бы понарошку: на результат не рассчитывает, в реальные перемены не верит. Отрабатывает номер, используя ТВ, как та девушка Оксана из программы «Давай поженимся», в своих эгоистических целях.

«НТВшники» между тем тоже использовали и Прохорова, и эфир с его участием в собственных целях. Свое отношение к выборам, к массовому гражданскому протесту, возникшему в стране, к участию героя в президентской кампании они вкладывали в реплики и вопросы, в скептические улыбки и ернические интонации. Они даже не пытались скрывать, что ни на йоту не верят в шансы Прохорова на избрание. Лучше всех это сделал бывший «НТВшник» Леонид Парфенов: «Вы говорили, что помилуете Ходорковского с Лебедевым, если станете президентом. Означает ли это, что они могут быть освобождены только чудом?» Прохоров лишь красноречиво ухмыльнулся. А на финальный вопрос ведущего Антона Хрекова: «Что будет с Путиным, если вы станете президентом?» — ответил искренне и исчерпывающе: «Меня больше волнует, что будет со мной, если я не стану президентом».

Большинство коллег сегодня не верит, что «НТВшники», «Центральное телевидение», «Последнее слово» на НТВ — это не «кремлевский проект», призванный, как и Прохоров, продемонстрировать демократизм системы, не результат компромиссов и договоренностей ТВ с властью, а «последние из могикан», все-таки пытающиеся проговорить хоть что-то, в то время как остальное ТВ корчится, безъязыкое. Да, НТВ часто платит за это оброк, размещая в других своих программах «заказуху» и неся репутационные потери: «НТВ — сурковская пропаганда». Но остальные-то их собратья, занимаясь той же пропагандой, даже не пытаются выйти за флажки.

И, кстати, далеко не все сюжеты и программы НТВ доходят до зрителя. Неделю назад сняли из эфира две уже записанные программы «Последнее слово», посвященные акциям протеста в Москве и годовщине Манежки. Пришлось записывать еще две. В них автор и ведущий Павел Селин пригласил народных героев года, тех, у кого был выбор — промолчать или пойти против системы, но они предпочли борьбу: Ольгу Романову и Алексея Козлова, Татьяну Догилеву и летчика Андрея Литвинова… Все они рассказывали о своих хождениях по мукам, а Селин резюмировал: «Вот откуда корни Болотной, вот почему люди выходят на улицы. Если каждый, подобно героям программы, преодолеет страх государственного давления, государство изменится. А страна уже очнулась. Выросло поколение, которое не боится, хочет жить свободно в этой стране, уважать себя и людей».

Один из героев селинской программы спросил у Павла: «А почему такое название — «Последнее слово»? Вас после этого расстреляют, что ли?» Расстрелять не расстреляют, но закрыть любую программу могут в любой момент, а это для любого журналиста хуже конца света, предсказанного древними майя. И даже появились уже слухи, что «Последнего слова» после Нового года не будет, а значит, Селин, подобно своим героям, тоже сделал свой выбор. Несмотря на заклинания визгливой и пошлой свахи из программы «Давай поженимся»: «Выбирать не приходится. Будем брать, что дают».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow