СюжетыКультура

Двое-из-ларца батьки Лукашенко

В Театре.doc — мастер-класс для кандидатов оппозиции

Этот материал вышел в номере № 144 от 23 декабря 2011
Читать
В Театре.doc — мастер-класс для кандидатов оппозиции
Изображение

На сцену Театра.doc вышел спектакль «Двое в твоем доме». Документальную пьесу Елены Греминой поставили Михаил Угаров и Талгат Баталов. Сюжет прост и занятен: полугодовой домашний арест поэта и кандидата в президенты Белоруссии Владимира Некляева. Два сотрудника ГБ безотлучно следили за ним и его женой Ольгой в малогабаритной квартире. Такая вот советская экзистенция, осложненная толщиной хрущевских стен и братской простотой манер спецслужбистов.

Напомним: после убедительной — вплоть до резиновых дубинок и арестов оппозиционеров в больнице — победы А.Г. Лукашенко на выборах часть альтернативных кандидатов (например, Андрей Санников) оказалась в тюрьме. 65-летний Владимир Некляев, известный поэт и прозаик, лидер общественного движения «Говори правду», оппозиционный кандидат на президентских выборах, был арестован сразу после выборов, 19 декабря 2010 года, и признан виновным в организации массовых беспорядков.

Документальный спектакль вышел на сцену аккурат к годовщине его ареста.

Занавес выразителен: поэтажный план советской двухкомнатной квартиры. 13 кв. м — спальня, 16 — писательский кабинет, 7 — кухня. Это пространство Ольга и Владимир Некляевы полгода делили с сотрудниками ГБ. Туповатые мирные парни, сменяясь попарно, несли службу по охране лютого врага стабильности в стране. И именно эта невыносимая стиснутость двух разных миров в квартирке стала темой спектакля.

Драматург Максим Курочкин играет Некляева. Точнее — интеллектуала, вынужденно ставшего протестантом: кто-то должен, и больше некому… Подлинной яростью и волей к сопротивлению оказывается заряжена Ольга Некляева (Ирина Савицкова).

Никакого «стокгольмского синдрома»: «жена декабриста» делает жизнь охраны невыносимой. Самыми простыми методами: не дает смотреть футбол по единственному телевизору, сует в руки швабру, чтобы прибрали за собой, врубает на полную идейно чуждый топтунам блюз («Сатанинская музыка!» — шепчут парни… и забивают сидюшник диссидентов, с обреченным отчаянием вопя втроем песню Шевчука).

Ольга методично бьет об пол кухни драгоценные для нее настенные тарелки («Вот эту мне привез муж… а эту подруга»), и перепуганный неистовой бабой гэбэшник плаксиво и жалобно кричит: «Другие с арестантами живут, как с людьми… Чай пьют с пирожными!»

И этот террор домохозяйки вызывает в памяти страницы «Архипелага ГУЛАГ»: «Как потом в лагерях жгло: а что, если бы каждый оперативник, идя ночью арестовывать, не был бы уверен, вернется ли он живым… Если бы во времена массовых посадок, например в Ленинграде, когда сажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса… а поняли бы, что терять им нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по несколько человек… Несмотря на всю жажду Сталина — остановилась бы проклятая машина!

Если бы… если бы… Мы просто заслужили все дальнейшее».

«Минский фарс»-2011, конечно, несопоставим с 1930-ми. Но на существующем уровне насилия — Ольга и становится для ГБ той самой «засадой в передней». И интерес зала… не так чтобы абстрактен: на всякой реплике о судьбе «кандидата в президенты от оппозиции» в публике пробегает нервный смех. К чему бы это?

Но самое интересное тут — именно гэбэшники. Смирные парни, никакой идеологией не одержимые: работа у них такая. Могли б и пуховиками торговать, но кривая вывезла на стражу державы. Их, родимых, кстати, тоже слушает родное ведомство: и когда один, беззвучно мыча, спрашивает другого: «А ты за кого голосовал?», когда они за хлипкой дверью «своей комнаты» разливают поллитру в чайные чашки, когда боятся неосторожного слова о батьке и пишут доносы друг на друга — тема «интеллигенция и народ» в коротком спектакле Театра.doc становится еще острее.

Честно говоря, в эскизе спектакля, который был показан в сентябре 2011 года, сцены «опричников режима» были острее и смешнее. В законченном варианте они сокращены. Жаль: лейтенант, которого на самом-то деле всерьез интересует только рыбалка у деда в деревне, — на сентябрьском прогоне вырастал чуть не в символ эпохи. Такие же мирные парни шли свиньей со спецназовскими щитами на Триумфальной 6 декабря. И попытка понять, что у них за душой, — самый актуальный и интересный вклад в политический театр сегодня.

Спектакль «Двое в твоем доме» оказался сродни российской оппозиции: он куда точнее ставит вопросы, чем отвечает на них. Но на сцену вышел очень вовремя. Напомнив об азах самостояния человека под давлением тяжкой державной машины — в лице смирных с виду парней, любителей Шевчука, рыболовов и болельщиков.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow