СюжетыЭкономика

Беларусь и венесуэльская нефть – по тропе контрабандиста

Сколько Беларусь платит за венесуэльскую нефть и кому в России выгодна эта сделка

Минск платит по 30-60 долларов за доставку тонны нефти из Венесуэлы, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного российского сырья, которое стоит ему на 200-250 долларов дешевле мировой цены. Потери российского бюджета от поставок контрабандной нефти в Беларусь и реэкспорта углеводородов через эту страну превышают миллиард долларов в год неуплаченных пошлин

Минск платит по 30-60 долларов за доставку тонны нефти из Венесуэлы, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного российского сырья, которое стоит ему на 200-250 долларов дешевле мировой цены. Потери российского бюджета от поставок контрабандной нефти в Беларусь и реэкспорта углеводородов через эту страну превышают миллиард долларов в год неуплаченных пошлин

Странные дела творятся в белорусском государстве. Бушует валютный кризис. Население хранит доллары уже не в чулке под матрасом, а в рамочке на стене. Из-за хронической нехватки валюты руководство страны начинает пускать на мясо священных коров «рыночного социализма», распродавая ключевые объекты госпромышленности.

Но в то же время Минск находит миллиарды долларов[i] на экзотические «хобби». Несмотря на возможность беспошлинно закупать российскую нефть, белорусские НПЗ перерабатывают еще больше заморского сырья, чем в прошлом году. Через Украину в Беларусь поступает азербайджанская нефть (940 тыс. тонн за январь-октябрь 2011)[ii], но основные объемы «альтернативного сырья» по-прежнему импортируются из Венесуэлы[iii] (1,3 миллиона тонн за аналогичный период)[iv].

Это при том, что, согласно официальным данным, заморские углеводороды обходятся Минску на 15% дороже мировой цены[v]. Правда, в Украине Белорусская нефтяная компания (БНК) перепродает венесуэльскую нефть[vi] по демпинговым ценам[vii]. Очевидно, заполняя таможенные декларации при ввозе товара в Беларусь, БНК несколько преувеличивает свои затраты. Но тогда получается, что Венесуэла, сама переживающая перманентный валютный кризис, продает Беларуси нефть себе в убыток? Вряд ли. Чтобы понять, кто оплачивает взаимовыгодное сотрудничество Каракаса и Минска, достаточно взглянуть на другие диковинные поставки «альтернативного» сырья на белорусские НПЗ.

Казахстанский мазут

В прошлом году заместитель главного технолога Новополоцкого НПЗ Алексей Вегера сообщил на конференции в Минске, что его завод вышел на полную загруженность и положительную рентабельность, переключившись частично на переработку казахстанского мазута и российского печного топлива (200 тысяч тонн ежемесячно на обоих белорусских НПЗ).[viii] Поставки мазута из Казахстана в прошлом году в пять раз увеличили белорусский импорт из этой страны. [ix]

Сверхприбыльная переработка в Беларуси таких объемов импортного мазута вызывает удивление экспертов, поскольку в прошлом году поставки российских нефтепродуктов в эту страну облагался пошлиной и продавались по мировой цене – также как и сырая нефть. Переработка же казахстанского мазута, с учетом дорогостоящей железнодорожной доставки через Украину, вызывает у участников рынка такое же удивление, как и «венесуэльская эпопея».

Сомнения оказались небеспочвенны. Исходя из документации Белорусской железной дороги, как минимум часть казахстанских углеводородов, поступающих в Беларусь, являются не мазутом, а «нефтью сырой».[x] Но зачем Минску скрывать импорт нефти из Казахстана под видом мазута? Эксперты отмечают, что такое прикрытие является типичным для контрабандного экспорта через Казахстан беспошлинной российской нефти. [xi]

«Сырой мазут» казахстанского разлива

Согласно соглашению между Москвой и Астаной, российские нефтяники имеют право вывозить сырье в Казахстан беспошлинно - для переработки на местных НПЗ. На самом деле существенная часть углеводородов реэкспортируется оттуда в третьи страны. На границе контрабандный вывоз оформляется как экспорт мазута, якобы полученного при переработке российского сырья в Казахстане и уплачивается казахстанская экспортная пошлина на мазут – в разы меньшая, чем российская пошлина на нефть. Недоплачивая половину экспортной пошлины, предприимчивые экспортеры могут получать стандартную прибыль, продавая контрабандную нефть на 30% дешевле мировой цены.[xii]Участники рынка иронично именуют схему экспортом «сырого мазута».

В последние годы реэкспорт российской нефти через Казахстан достиг таких масштабов, что в октябре Москва ввела полный запрет на железнодорожные поставки углеводородов в эту страну.[xiii] Но эти меры коснутся, в основном, лишь мелких контрабандистов.

Российские ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании) реэкспортируют сырье, поставляемое по трубопроводам (6 миллионов тонн в год), причем не только под видом мазута, но и при помощи свопа с казахстанскими производителями.[xiv] В отличие от мелких контрабандистов, получающих за такую деятельность тюремные сроки[xv], крупные компании, экспортирующие «сырой мазут», сталкиваются с крайне либеральным отношением властей.

Так в прошлом году инспекторы ФТС в Новороссийске сделали химический анализ казахстанского мазута, который партиями до 60 тысяч тонн поставлялся танкерами в НПЗ болгарского Бургаса[xvi], и установили, что на самом деле это – российская[xvii] сырая нефть.[xviii] Ущерб государству от недоплаченной пошлины за арестованную партию (30 тыс. тонн). был оценен почти в 7 миллионов долларов. Прокуратура, однако, посчитала указанную сумму недостаточной для заведения уголовного дела о контрабанде, и ограничилось административным расследованием (указание неправильных данных в транcпортных документах). Но вскоре и административное дело было закрыто «в связи с недостаточностью доказательств вины юридического лица»[xix] - ошибся, мол, декларант нечаянно – с кем не бывает?

Российский «сырой мазут»

Российская нефть экспортируется под видом мазута не только из Казахстана, но и напрямую – через порты России, Прибалтики и Украины. Согласно аудиту, проведенному Счетной Палатой РФ, в 2009 году экспорт «сырого мазута» из России составил 10 миллионов тонн.[xx] Но это, видимо, лишь вершина айсберга, поскольку не учитывает операций, совершаемых под прикрытием принадлежащих ВИНКам НПЗ. К примеру, Киришский НПЗ ежегодно перерабатывает до миллиона тонн «сверх своей проектной мощности».[xxi] Основные объемы киришского экспорта идут в Таллиннский порт, который официально сырую нефть не переваливает с 2007 года. Но более 500 тысяч тонн в месяц мазута кем-то отправляется из Таллина в США на танкерах, предназначенных для перевозки сырой нефти[xxii].

«Транспортировка мазута танкерами, предназначенными для перевозки сырой нефти (crudeoiltankers) иногда практикуется. Но, в отличие от «продуктовозов» (oilproductstankers), которые стандартно перевозят мазут, крупнотоннажные crudeoiltankers, как правило, не оснащены системами подогрева, необходимыми для того, чтобы не дать мазуту застыть в грузовых баках. Поэтому, использование crudeoiltankersв холодное время года для перевозки мазута на дальние расстояния является рискованным и используется лишь в отдельных случаях», - объясняет представитель судоходной компании MinervaMarinaЯмиас Джанопулос.[xxiii]

Однако, при экспорте из Таллинна, владельцы упомянутых танкеров этого риска не боятся. Возможно, потому, что мазут, который они перевозят, соответствует химическим параметрам сырой нефти.

«Сырой мазут» и Беларусь

До утраты нефтяных преференций Минск также активно занимался реэкспортом углеводородов из РФ. В 2009 году через Беларусь только официально было реэкспортировано 2 миллиона тонн российского бензина и дизельного топлива.[xxiv] О реэкспорте сырой нефти под видом белорусского мазута можно лишь догадываться. Похоже, что потеряв в прошлом году официальные нефтяные льготы, Минск договорился с некоторыми российскими партнерами о поставках беспошлинного российского сырья в Беларусь иными маршрутами.

Так, например, в январе этого года «Сургутнефтегаз», который снабжает белорусские НПЗ по трубопроводам «Дружба», активно искал дополнительные маршруты поставок в Беларусь нефти Юралс. В частности, компания договорилась о перевалке в украинском порту «Южный»[xxv] - для дальнейшей транспортировки сырья в Мозырь. Причина была в том, что в январе «Транснефть» приостановила поставки в Беларусь из-за очередного конфликта между Москвой и Минском[xxvi], поэтому дружественным Беларуси нефтяникам пришлось искать способы доставить туда нефть конфиденциально - через третьи страны.

Венесуэльский своп

В прошлом году венесуэльское издание ElNacionalсообщило, что во время визита в Каракас Лукашенко вел переговоры о закупке венесуэльской нефти с 30%-ой скидкой – по цене «сырого мазута», причем представители Венесуэльской нефтяной компании допускали такую возможность только при использовании свопа.[xxvii]

Участники рынка, коментируя цену венесуэльской нефти для Беларуси и схему ее доставки, также указывают на высокую вероятность того, что поставки осуществляются по свопу с российскими ВИНКами.Необходимость данной операции, очевидно, была вызвана тем, что поставки миллионов тонн «сырого мазута» в Беларусь напрямую, на фоне политического конфликта между Москвой и Минском, могли вызвать санкции Кремля против контрабандистов.

Вместо этого, российские друзья Лукашенко продолжают экспортировать «сырой мазут» в Америку, но продают его там с 30%-ой скидкой Венесуэле, которая использует сырье на своих НПЗ в США[xxviii] или перепродает своим американским клиентам.Взамен Каракас по той же цене отправляет в Беларусь аналогичные объемы своей легкой нефти марки «Санта Барбара», используя танкеры, которые доставляют в США российское сырье.[xxix] По прибытии в Таллинн танкеры из Венесуэлы, как правило, там же получают новый груз и везут его обратно в США. [xxx]

Таким образом, партнеры доплачивают по 30-60 долларов на тонне нефти[xxxi] за обратный фрахт до Америки, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного сырья из РФ, за которые Минск платит на 200-250 долларов меньше мировой цены.

Изображение

Должок

Потери российского бюджета от поставок «сырого мазута» в Беларусь могут превышать 500 миллионов долларов невыплаченных экспортных пошлин только за прошлый год.[xxxii] В прошлом году – убытки намного больше. Ведь согласно подписанным ранее своп-контрактам, российские ВИНКи продолжают поставлять дешевый «сырой мазут» Венесуэле, которая, в свою очередь, продолжает отправлять в Беларусь танкеры с «Санта-Барбарой». Одновременно Минск расплачивается с поставщиками «сырого мазута», позволяя им реэкспортировать аналогичные объемы углеводородов через Беларусь.

По информации участников рынка, Беларусь в этом году импортировала из России 2,7 миллиона тонн дизельного топлива и прямогонного бензина.[xxxiii] На нефтебазах белорусской компании «Трайпл» в нефтепродукты добавляется 0,2% спирта, что, согласно белорусскому законодательству, позволяет реэкспортировать их в третьи страны беспошлинно - под видом биодизеля и бензина-ратворителя.[xxxiv] Учитывая, что в РФ такая смесь облагается стандартной пошлиной на нефтепродукты, потери ФТС от данной схемы реэкспорта составили за январь-октябрь более 600 миллионов долларов.[xxxv]

И это не считая вероятного реэкспорта российской сырой нефти под видом белорусского мазута. Так в октябре Белорусская нефтяная компания заключила с оператором литовского порта Клайпеда беспрецедентно крупный контракт на перевалку мазута – 2,2 миллиона тонн за год – в три раза больше, чем годом ранее.[xxxvi] Весь этот объем отдан на откуп «Лукойлу»,[xxxvii] который, вывозит оттуда часть белорусского мазута танкерами для сырой нефти.[xxxviii] Судя по всему, таким способом Минск расплачивается не только за «сырой мазут», но и за азербайджанскую нефть, которую «Лукойл» поставляет в Мозырь по трубопроводу Одесса-Броды.[xxxix]

Правда, основные объемы каспийского сырья Минску продает «Бритиш Петролеум» – оператор и крупнейший акционер месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», где добывается 80% азербайджанской нефти. В прошлом году вице-премьер Беларуси Виталий Семашко подписал в Лондоне[xl] контракт, согласно которому британская компания поставляет в Беларусь сырье AzeriLightпри посредничестве SOCARTrading– торговой «дочки» Государственной нефтегазовой корпорации Азербайджана (ГНКАР). Одновременно «Бритиш Петролеум» получает в балтийских портах мазут белорусских и российских НПЗ, часть из которого вывозится в США на данкерах для перевозки сырой нефти.[xli]

Примечательно, что российская «дочка» «Бритиш Петролеум» - ТНК-ВР, ведущая против своей материнской компании войну в России, оказалась с ней по разные стороны баррикад и в Беларуси. Судя по гневным репликам Лукашенко, российские совладельцы Мозырского НПЗ в Беларуси – ТНК-ВР и «Газпром-нефть», поставлять свой «сырой мазут» Минску отказались. "Если хоть одна копейка уйдет на ту сторону (российским акционерам завода), пеняйте на себя, – инструктировал Лукашенко руководителя Мозырского НПЗ относительно переработки «альтернативной нефти» – Им не надо было перерабатывать нефть и прибыль не была нужна»[xlii], – свирепствовал белорусский лидер, вспоминая несговорчивость «плохих нефтяников».

Зато для «хороших нефтяников» белорусский руководитель не скупится на почести и награды. К примеру, в прошлом году, в разгар нефтяного конфликта между Минском и Москвой, Александр Лукашенко наградил главу «Лукойла» орденом «Дружбы народов»[xliii]. В этом году - владелец «Русснефти» получил калийные месторождения в Беларуси. [xliv]

Недавно Александр Лукашенко с благодарностью заявил, что поставками своей нефти Венесуэла и Азербайджан помогли Беларуси сохранить независимость.[xlv] Очевидно, речь шла о готовности Уго Чавеса и Ильхама Алиева предоставить политическое прикрытие контрабандным сделкам Минска с российскими нефтяниками. А оплачивает всю эту любовь российский бюджет и счет его потерь идет на миллиарды долларов.


[i]Импорт из Венесуэлы только за январь-август текущего (2011) года составил 838 миллионов долларов (вдвое больше, чем в прошлом году - до возвращения российских нефтяных преференций), из Азербайджана - 617 миллионов (увеличение в 142 раза). Практически весь импорт Беларуси из этих стран - сырая нефть.

Источник Белорусский статистический комитет, Докладо внешней торговлеБеларуси за январь-август 2011, стр. 20

http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2011_9/8.pdf

[ii]Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬЗА ЯНВАРЬ-ОКТЯБРЬ 2011 ГОДА

http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi2011/0110itogi

Загрузить XLфайл по ссылке на странице

В закладке «импорт» - ВЭД код товара 27, значение в столбике «К» - кол-во тонн из стран СНГ «минус» значение в столбике «О» - кол-во тонн из России

[iii]Около миллиона тонн венесуэльской нефти пришло в этом году в Беларусь через эстонский порт Мууга

http://naviny.by/rubrics/economic/2011/11/16/icnews113_380755/

[iv]Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬЗА ЯНВАРЬ-ОКТЯБРЬ 2011 ГОДА

http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi2011/0110itogi

Загрузить XLфайл по ссылке на странице

В закладке «импорт» - ВЭД код товара 27, столбик «G» - кол-во тонн из стран вне СНГ

[v]Согласно данным Национального статистического комитета, Беларусь в мае 2010 года импортировала 79,8 тыс. тонн нефти из стран дальнего зарубежья по цене 656 долларов за тонну.

http://afn.by/news/i/138506

Для сравнения - в мае 2010 средняя мировая цена на нефть сорта Brent составляла 77 долларов за баррель или 566 долларов за тонну

http://fx-commodities.ru/category/oil/

[vi]ПАО «Укртатнафта» приступит к переработке венесуэльской нефти с месторождения «Санта Барбара». Об этом OilNews сообщил источник, близкий к руководству Кременчугского НПЗ.

http://oilnews.com.ua/news/article3908.html

[vii]«По информации пресс-службы «Нефтехимика Прикарпатья», сейчас работа предприятия даже на относительно дешевой венесуэльской нефти нерентабельна.»

http://www.analitik.org.ua/rus/current-comment/ext/4d3ea18852427/pagedoc1095_2/

[viii]«Нами были организованы приемка, хранение и переработка альтернативных видов нефтяного сырья, в том числе венесуэльской нефти, казахстанского мазута и печного топлива из России», — отметил на форуме заместитель главного технолога «Нафтана» Алексей Вегера. По его словам, благодаря принятым мерам к настоящему времени объем переработки фактически восстановлен. Новополоцкому заводу удалось выйти на рентабельность 3—4%, хотя еще по итогам первого квартала 2010 года этот показатель составлял минус 0,5%.

В настоящее время в качестве альтернативных источников белорусские нефтепереработчики активно используют мазут, печное топливо и вакуумный газойль. Ежемесячный объем их переработки двумя заводами составляет около 200 тыс. т. В совокупности с венесуэльской нефтью это позволяет решать вопрос загрузки мощностей и стабильной работы предприятий.»

http://export.by/resources/izdaniyaipublikacii/belorusskayaneftepererabotkapoiskalternativnih.html

[ix]«Налаживание с мая 2010 года поставок казахстанских нефтепродуктов для вторичной переработки на белорусских нефтеперерабатывающих заводах привело к росту импорта из Казахстана в 5,4 раза.»

http://www.belta.by/ru/articles/dossier/K-vizitu-Prezidenta-Belarusi-v-Kazaxstani432.html

[x]Телеграммыкомиссии по тарифным вопросам Белорусской железной дороги

27.09.2010

«Дополнительный коэффициент 0,7 на ввоз в Республику Беларусь из Республики Казахстан нефти сырой»

http://www.rw.by/index.php?option=com_content&view=article&id=1119:--07----------&catid=24:2009-12-01-16-46-00&Itemid=45

27.09.2010

«Тарифные ставки на вывоз нефтепродуктов, выработанных из казахстанской нефти»

http://www.rw.by/index.php?option=com_content&view=article&id=1117:-------------01102010--31122010&catid=24:2009-12-01-16-46-00&Itemid=45

12.10.2010

«В связи с поступающими запросами разъясняется:

фиксированные тарифные ставки, объявленные письмом от 24.09.2010, применяются на вывоз нефтепродуктов, выработанных из казахстанского сырья, со станций Новополоцк, Барбаров»

http://www.rw.by/index.php?option=com_content&view=article&id=1263:2010-10-12-11-18-05&catid=24:2009-12-01-16-46-00&Itemid=45

24.01.2011

«Ввоз на станции Новополоцк, Барбаров из Республики Казахстан нефти сырой.»

http://www.rw.by/index.php?option=com_content&view=article&id=1936:2011-01-24-12-13-50&catid=24:2009-12-01-16-46-00&Itemid=45

[xi]Под видом мазута из Казахстана вывозится только российская нефть. Казахстанскую сырую нефть под видом мазута не экспортируют, поскольку в Казахстане, в отличие от РФ, экспортная пошлина на нефть ниже, чем на нефтепродукты. Размеры пошлин смотри в следующей сноске.

[xii]Цена нефти Юралс в декабре 2010 – 630 долларов за тонну

http://www.ngfr.ru/statistic.html

Экспортные пошлины на нефть за декабрь 2010 (долларов США за тонну)

Нефть сырая: в РФ – 303,8, в Казахстане – 20.

Темные нефтепродукты: в РФ – 116,9, в Казахстане – 66,47

Аргус Рынок Каспия стр.2 (загрузить по ссылке «скачать пример» )

http://www.argus.ru/caspianmarketpdf.html

Экономия на пошлинах при экспорте нефти из РФ под видом казахстанского мазута = (303,8-66,47) = $237 за тонну = 38% от мировой цены

Экономия на пошлинах при экспорте нефти из РФ под видом российского мазута = (303,8-116,9) = $191,9 = 30% от мировой цены

[xiii]«Россия ввела запрет на ж/д поставки нефти в Казахстан… Запретить железнодорожный импорт российского сырья хотело министерство нефти и газа Казахстана для борьбы с его реэкспортом в третьи страны без уплаты таможенных пошлин.»

http://www.tks.ru/logistics/2011/10/24/0002/print

[xiv]В статье по приведенной ниже ссылке речь идет об уголовном деле 2000 года – по реэкспорту российской нефти через Казахстан при помощи свопа. Тюменская нефтяная компания (ныне – «ТНК-ВР») беспошлинно поставляла нефть из России казахстанской компании «Казтрансоил». «Казтрансоил» отправлял эквивалентные объемы казахстанской нефти, которая экспортной пошлиной не облагалась, на Лисичанский НПЗ в Украине, принадлежащий ТНК.

http://www.novayagazeta.ru/data/2002/60/13.html

[xv]В РФ два бизнесмена осуждены условно за попытку провесци сырую нефть в Беларусь под видом газоконденсата

http://www.businesspress.ru/newspaper/articlemId34aId408864.html

[xvi]«ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас» — крупнейшее нефтеперерабатывающее производство Балканского полуострова и единственный НПЗ в Болгарии. На 100% принадлежит российской компании.

http://www.rbcdaily.ru/2011/08/02/tek/562949981011846

[xvii]В данном деле говорится о неуплате российской экспортной пошлины.

[xviii]«Правоохранительные подразделения ФТС России пресекли крупный канал контрабанды сырой нефти с территории Таможенного союза»

Пресс-релиз ФТС РФ http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6983:%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A4%D0%A2%D0%A1%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B8%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%B9%20%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B8%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%B0%20&catid=57:2011-01-24-16-45-21&Itemid=2055

[xix]Телефонный ответ на запрос в ФТС России: «Дело закрыто, в связи с недостаточностью доказательств вины юридического лица»

[xx]«объем экспортируемого мазута превысил суммарный объем его производства и импорта на 10 млн. тонн в то время, когда потребление и экспорт сырой нефти сократились на такой же объем. Такое положение обуславливает необходимость проведения соответствующих проверок возможных поставок за рубеж не только одних нефтепродуктов под видом других, но и сырой нефти под видом мазута.»

http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSFNEW201110141341/VSFNEW201110141341p004.htm

[xxi]«Единственный НПЗ компании в Киришах загружен с превышением проектной мощности. В прошлом году КИНЕФ переработал 20,43 млн тонн сырья, официально имея возможность перерабатывать лишь 19,8 млн тонн нефти в год»(2010)

http://www.ngfr.ru/article.html?067

«По объему переработки нефти в 2005 году завод вышел на рубежи, превышающие его проектную мощность, - переработано 18,3 млн. тонн нефти».

http://www.surgutneftegas.ru/oil/about/

Переработка нефти на КИНЕФ 2005-2009

http://www.surgutneftegas.ru/ru/oil/wokr/

[xxii]Рейсы из Таллина в США танкеров, предназначенных для перевозки сырой нефти, за январь 2011

Общий тоннаж груза указанных рейсов = 465 тыс. тонн

Сокращения: TA = TransAtlantic, USG = United States Gulf, USAC = United States Atlantic Cost

MINERVA HELEN 100 000 12.01.2011 TALLINN TA WS 120/10 KOCH

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1808:reported-fixtures-in-tankers-for-05-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

CAP FELIX 130 000 18.01.2011 TALLIN USG RNR KOCH

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2344:reported-fixtures-in-tankers-for-10-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

ATLAS VOYAGER 100 000 22.01.2011 TALLIN USAC RNR CLEARLAKE

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2742:reported-fixtures-in-tankers-for-12-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

CAP ROMAULD 135 000 25.01.2011 TALLINN USG WS 62,5 CLEARLAKE

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2938:reported-fixtures-in-tankers-for-13-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

Указанный перечень рейсов не является полным.

[xxiii]ТелевонноеинтервьюсYammias Giannopulos, operations manager, Minerva Marina. Tel. +30 210 8907500

[xxiv]В 2009 году в Беларусь из РФ было поставлено - 1.3 миллиона тонн бензина (стр.10), около 700 тыс тонн дизельного топлива стр. 9.

«Аргус Нефтетранспорт», февраль 2011

http://www.argusmedia.com/Petroleum/Crude/~/media/Files/PDFs/Samples/Argus-RussianNefteTransport.ashx

[xxv]«По данным участников рынка "Укртранснафта", контролирующая терминал в Южном, предлагала "Сургутнефтегазу" услуги по перевалке сырья в порту по цене $10/т в январе, когда компания искала маршруты поставок объемов Юралс, преднанзначавшимся для белорусских НПЗ.

Тогда ставку на услуги перевалки удалось снизить то $7/т, однако "Сургутнефтегаз так и не воспользовался возможностью перевалки в Южном"»

«Аргус Нефтетранспорт», февраль 2011, стр 4

http://www.argusmedia.com/Petroleum/Crude/~/media/Files/PDFs/Samples/Argus-RussianNefteTransport.ashx

«Сургутнефтегаз» не воспользовался разработанным маршрутом, поскольку в конце января белорусско-российский спор о премиях был урегулирован и компания начала поставлять беспошлинное российское сырье в Беларусь по трубопроводам.

«Правительство РФ в этом году определило 5 поставщиков нефти в Беларусь в текущем году. Это - ОАО "Газпром нефть", ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз" и "Роснефть". Свою сбытовую сеть в Беларуси имеют ОАО "Газпром нефть", ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ.»

http://belmarket.by/ru/115/65/8983/

[xxvi]«Российские нефтяные компании до 25 января не поставляли нефть в Беларусь, несмотря на подписанные и ратифицированные соглашения по Единому экономическому пространству (ЕЭП)

Москва и Минск накануне нового года начали переговоры о формуле цены на беспошлинную нефть для Беларуси на 2011 год»

http://www.interfax.by/news/belarus/86840

[xxvii]«Известная венесуэльская газета El Nacional в понедельник распространила информацию о том, что президент Лукашенко запросил скидку в 30% от рыночной цены венесуэльской нефти, т.к. такова была скидка, которую его страна получала от России до 31 декабря 2009 года.»

http://bdg.by/news/economics/12538.html

Оригинал статьи в ElNacional, 25.10.2010

http://economia.noticias24.com/noticia/37863/aseguran-pdvsa-pierde-us-600-millones-por-rebaja-en-la-venta-a-bielorrusia/

[xxviii] Таможенная декларация США 11 июня 2010. Нефть российской экспортной марки (REBCO); Получатель – CITGO– «дочка» Венесуэльской нефтяной компании, владеющая рядом НПЗ в США; порт отправления – Гданьск; порт доставки - Лейк Чарлз, Луизиана; отправитель – CNPCАктобе («дочка» Китайской нефтегазовой корпорации, владеющая в Казахстане Шымкентским НПЗ и рядом месторождений); трейдер – Союз Пептролеум – швейцарско-дагестанская компания, связанная с Транснефтью. Экспорирует из Гданьска нефть Юралс, поступающую по «Дружбе», для казахстанских производителей, Татнефти и Башнефти.

http://www.importgenius.com/suppliers/souz-petrolem-sa-o-b

Согласно участникам рынка, высока вероятность того, что существенная часть казахстанской нефти, которую CNPCотправляет в США, экспортируется компанией по свопу для российских ВИНКов, которые взамен поставляют беспошлинное сырье из РФ на Шымкентский НПЗ.

[xxix]Танкер MINERVA ELEONORA 7 февраля привез груз нефти из Таллина в США, 9 февраля – зафрахтован для транспортировки венесуэльской нефти в Таллин

Сайт tradewindsnews указывает дату фрахта, причем первая цифра означает месяц. Сайт hellenicshippingnews указывает ожидаемую дату доставки, причем первой цсфрой обозначается день.

MINERVA ELEONORA 80 02/09 PLC/TALLIN 2.2 M PDVSA

http://www.tradewindsnews.com/tankers/article575727.ece

MINERVA ELEONORA 100 000 07.02.2011 TALLIN TA WS 80 KOCH

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=4805:reported-fixtures-in-tankers-for-25-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

Сайт tradewindsnews указывает дату фрахта, причем первая цифра обозначает месяц. Сайт hellenicshippingnews указывает ожидаемую дату доставки, причем первой цифрой обозначается день.

[xxx] Танкер Самра Алхалей 29 января привез 80 тыс тонн венесуэльской нефти в Таллин, 12 февраля привез 100 тыс тонн из Таллина в США для трейдера CLEARLAKE, дочерней компании Гунвор (USAC = United States Atlantic Cost)

SAMRAA ALKHALEEJ 80 000 29.01.2011 PLC TALLINN USD 1,39 M PDVSA

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2938:reported-fixtures-in-tankers-for-13-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

SAMRAA ALKHALEEJ 100 000 12.02.2011 TALLIN USAC RNR CLEARLAKE

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=5008:reported-fixtures-in-tankers-for-26-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

[xxxi]Танкер MINERVAROXANNE зафрахтован в августе 2010 года за 1,05 млн долларов для доставки венесуэльской нефти в Одессу

Стоимость транспортировки одной тонны = $1,05 млн / 80 тыс тонн = 13 $/т * 2 = $26

MINERVAROXANNE80 14/08 CBS/ODESSA$ 1050' PDVSA

http://www1.hymarkets.com/html/news/2010/8/17/1282055066nLDE67G1JQ.html

Танкер MINERVAELEONORAзафрахтован в феврале 2011 года за 2,2 млн млн долларов для доставки венесуэльской нефти в Таллин

Стоимость транспортировки одной тонны = $2,2 млн / 80 тыс тонн = 27,5 $/т *2 = $55

MINERVA ELEONORA 80 02/09 PLC/TALLIN 2.2 M PDVSA

http://www.tradewindsnews.com/tankers/article575727.ece?service=printArticle

[xxxii]Разница между экспортной пошлиной на сырую нефть и тёмные нефтепродукты в апреле 2010 года (на начало альтернативных поставок нефти в Беларусь) = 423,7 - 197,9 = 225,8 доллара за тонну

http://www.rg.ru/2011/03/28/neft-anons.html

Разница между экспортной пошлиной на сырую нефть и тёмные нефтепродукты в декабре 2010 года = 303,8 - 116,9 = 191,9

http://quote.rbc.ru/commodities/news/2010/11/30/33067408.shtml

Минимальный импорт в Беларусь контрабандной нефти в 2010 году = 2 миллиона тонн венесуэльской нефти и 700 тыс тонн казахстанского мазута (реальный контрабандный импорт - выше, поскольку включает в себя и российский "мазут", импортированный через Прибалтику , но точной цифры по этому объему нет)

Примерные убытки ФТС от поставок "альтернативной нефти" в Беларусь = (225,8 + 191,9) / 2 * 2,7 млн = 564 млн долларов США

[xxxiii]Данные группы Аргус медия, полученные по телефону

Импорт российских нефтепродуктов в Беларусьза январь-октябрь 2011

Нафта (прямогонный бензин)– 1 280 тыс тонн

Дизельное топливо– 1 324 тыс тонн

Мазут– 187 тыс тонн

Белорусский статистический комитет включает в импорт нефтепродуктов из России еще около миллиона тонн транзитного дизтоплива, которое поступает по трубопроводу в Гомель и идет далее через Беларусь в Вентспилс с уплатой надлежащих экспортных пошлин

[xxxiv]«Биодизель производится на ОДО "Белнефтегаз" с российского дизельного топлива с примесью 0,2% биодобавок, пишет "Коммерсант-Украина". По белорусскому законодательству, такая смесь не облагается экспортной пошлиной, тогда как пошлина на обычные виды топлива составляет 216 долларов за тонну»

http://auto.tsn.ua/news/neftetreydery-nachali-import-besposhlinnogo-biodizelya-iz-belarusi.html

По этой схеме Беларусь экспортирует более 90% завозимых из РФ нефтепродуктов. Об этом мне сообщили участники рынка на условиях анонимности. Источники могу назвать в устной беседе.

[xxxv]Экспортная пошлина на светлые нефтепродукты в январе 2011 = 226,2 долл. за т.

http://www.oilru.com/news/224154/

Единая экспортная пошлина на нефтепродукты в декабре 2011 = 268,3 долл. за т.

http://www.rg.ru/2011/12/01/poshlina-anons.html

Примерный убыток от реэкспорта 2,7 миллионов тонн светлых нефтепродуктов через Беларусь = (226,2 + 268,3) / 2 * 2,7 млн = 668 млн долларов США (учитывая особые пошлины на бензин, реальные убытки – выше)

[xxxvi]«Литовский нефтетерминал Klaipedos nafta заключил контракт с Белорусской нефтяной компанией (при участии дочерней компании «Трансхема») на перевалку в 2011-2012 гг. в Европу 2,25 млн т белорусского мазута, который производится Мозырским и Новополоцким НПЗ для экспорта.»

http://oilnews.com.ua/news/article12122.html

[xxxvii]Торговое подразделение "Лукойла" LITASCO выиграла тендер Белорусской нефтяной компании (БНК) на экспорт мазута Мозырского НПЗ, мощностью в 323 тыс баррелей в сутки с октября 2011 по сентябрь 2012, сообщают трейдеры, и сможет забирать грузы в литовском порту Клайпеда. Компания сможет отбирать до 2,1 миллиона тонн.

Lukoil trading arm Litasco has won Belarusian oil company BNK's tender to export fuel oil from the 323,000 b/d Mozyr refinery between October 2011 and September 2012, traders say, and will load the cargoes at the Lithuanian port of Klaipeda. It can load up to 2.1mn t

http://www.accessmylibrary.com/article-1G1-269924810/litasco-wins-mozyr-fuel.html

[xxxviii]Сводки танкерных фрахтов:

AEGEAN POWER 100 08/09 KLAIPEDA/UKC 80 LITASCO

Танкер "AEGEAN POWER",зафиксирован 8.09.2011,груз 100 тыс. тонн, пункт отправления - Клайпеда, назначения - Великобритания/Европейскийконтинент, владелец груза - LITASCO, торговая "дочка" "Лукойла",

http://www.tradewindsnews.com/tankers/article586810.ece?service=printArticle

ТанкерAEGEAN POWER предназначен для перевозки сырой нефти (crude oil tanker)

http://www.portarrivals.com/vsl.asp?item=240594000

[xxxix]11 февраля в порту "Южный" принят второй танкер с легкой нефтью сорта "Азери Лайт" (Azeri Light) объемом 85 тыс. тонн. Разгрузка танкера "SEAOATH" завершена 12 февраля, а 13 февраля начата перекачка нефти в направлении белорусского Мозырского НПЗ.

http://www.oilcapital.ru/news/2011/02/151029_164082.shtml

Информация об этом рейсе в сводках фрахтов:

SEAOATH 80 000 06.02.2011 CEYHAN ODESSA RNR LITASCO

Танкер SEAOATH пункт отправления: Джейхан, назначения: Одесса, владелец груза: LITASCO – торговое подразделение «Лукойла»

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=5741:reported-fixtures-in-tankers-for-31-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

[xl]«Я был пару дней назад в Лондоне, Женеве, решали эти проблемы. И решили, подписали соответствующие документы, что будем оптимизировать еще схемы. Будут так называемые своп-схемы", - сказал Владимир Семашко»

http://www.belta.by/ru/allnews/economics/Belarus-optimiziruet-sistemu-postavok-nefti-iz-Venesuely-blagodarja-svop-sxemam---Semashkoi_534400.html

[xli]NORDIC GRACE 130 000 12.10.2011 TALLINN USG W72 BP

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=50757:reported-fixtures-in-tankers-for-05-october-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

CAPE BARI 130 000 22.10.2011 TALLINN TA W100 BP

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=52032:reported-fixtures-in-tankers-for-12-october-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

OLYMPIC PROSPECT, 80 000, 19.04.2011, KLAIPEDA, UKC, WS 100, BP

http://www.hellenicshippingnews.com/News.aspx?ElementId=845e14d3-0d9a-43e5-bbd3-6e6981e95ace

NORDICGRACE, CAPEBARI, OLYMPIC PROSPECT– танкеры, предназначеные для перевозки сырой нефти (crudeoiltanker)

http://www.portarrivals.com/vsl.asp?item=257364000

http://www.portarrivals.com/vsl.asp?item=538090174

http://rtdr.org/news/ru/logistics/sovcomflotaddsolympicprospecttoitsfleet.html

[xlii]«Вся прибыль от переработки венесуэльской нефти на Мозырском НПЗ должна остаться в Беларуси, несмотря на то, что более 40% акций завода принадлежит российским акционерам, заявил белорусский президент.»

27.04.2010

http://www.belmy.by/articles/news/good/11091.html

Названные компании полностью исполняли официальную квоту российских поставок нефти в Беларусь, поэтому речь, видимо шла об отказе перерабатывать на белорусских НПЗ дешевый «сырого мазут».

[xliii]«А.Лукашенко наградил главу компании "ЛУКОЙЛ" В.Алекперова орденом Дружбы народов»

02.09.10

http://www.interfax.by/news/belarus/78426

[xliv]«В придачу к белорусским недрам с бесценным ресурсом в виде калийных удобрений российский миллиардер Михаил Гуцериев получит в Беларуси и более прозаичный, но от этого не менее интересный актив – площадки под застройку отелей и другой недвижимости.»

http://www.realty.ej.by/business-building/2011/10/06/gutserievsplemyannikomzastroyatbelarus.html

[xlv]«Руководитель Белоруссии констатировал: поставки нефти из Азербайджана и Венесуэлы в непростое время заслуживают самой высокой оценки. Лукашенко заявил Эюбову: "Вы нас просто защитили и спасли нашу независимость и суверенитет, также как и Венесуэла".»

http://novostink.ru/sng/21547-lukashenko-suverenitet-i-nezavisimost-belorussii-spasli-azerbaydzhan-i-venesuela.html

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow