Сюжеты

Беларусь и венесуэльская нефть – по тропе контрабандиста

Сколько Беларусь платит за венесуэльскую нефть и кому в России выгодна эта сделка

Фото: «Новая газета»

Экономика

Стас ИвашкевичНовая газета

 

Минск платит по 30-60 долларов за доставку тонны нефти из Венесуэлы, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного российского сырья, которое стоит ему на 200-250 долларов дешевле мировой цены. Потери российского бюджета от поставок контрабандной нефти в Беларусь и реэкспорта углеводородов через эту страну превышают миллиард долларов в год неуплаченных пошлин

Минск платит по 30-60 долларов за доставку тонны нефти из Венесуэлы, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного российского сырья, которое стоит ему на 200-250 долларов дешевле мировой цены. Потери российского бюджета от поставок контрабандной нефти в Беларусь и реэкспорта углеводородов через эту страну превышают миллиард долларов в год неуплаченных пошлин

Странные дела творятся в белорусском государстве. Бушует валютный кризис. Население хранит доллары уже не в чулке под матрасом, а в рамочке на стене. Из-за хронической нехватки валюты руководство страны начинает пускать на мясо священных коров «рыночного социализма», распродавая ключевые объекты госпромышленности.

Но в то же время Минск находит миллиарды долларов[i] на экзотические «хобби». Несмотря на возможность беспошлинно закупать российскую нефть, белорусские НПЗ перерабатывают еще больше заморского сырья, чем в прошлом году. Через Украину в Беларусь поступает азербайджанская нефть (940 тыс. тонн за январь-октябрь 2011)[ii], но основные объемы «альтернативного сырья» по-прежнему импортируются из Венесуэлы[iii] (1,3 миллиона тонн за аналогичный период)[iv].

Это при том, что, согласно официальным данным, заморские углеводороды обходятся Минску на 15% дороже мировой цены[v]. Правда, в Украине Белорусская нефтяная компания (БНК) перепродает венесуэльскую нефть[vi] по демпинговым ценам[vii]. Очевидно, заполняя таможенные декларации при ввозе товара в Беларусь, БНК несколько преувеличивает свои затраты. Но тогда получается, что Венесуэла, сама переживающая перманентный валютный кризис, продает Беларуси нефть себе в убыток? Вряд ли. Чтобы понять, кто оплачивает взаимовыгодное сотрудничество Каракаса и Минска, достаточно взглянуть на другие диковинные поставки «альтернативного» сырья на белорусские НПЗ.

Казахстанский мазут

В прошлом году заместитель главного технолога Новополоцкого НПЗ Алексей Вегера сообщил на конференции в Минске, что его завод вышел на полную загруженность и положительную рентабельность, переключившись частично на переработку казахстанского мазута и российского печного топлива (200 тысяч тонн ежемесячно на обоих белорусских НПЗ).[viii] Поставки мазута из Казахстана в прошлом году в пять раз увеличили белорусский импорт из этой страны. [ix]

Сверхприбыльная переработка в Беларуси таких объемов импортного мазута вызывает удивление экспертов, поскольку в прошлом году поставки российских нефтепродуктов в эту страну облагался пошлиной и продавались по мировой цене – также как и сырая нефть. Переработка же казахстанского мазута, с учетом дорогостоящей железнодорожной доставки через Украину, вызывает у участников рынка такое же удивление, как и «венесуэльская эпопея».

Сомнения оказались небеспочвенны. Исходя из документации Белорусской железной дороги, как минимум часть казахстанских углеводородов, поступающих в Беларусь, являются не мазутом, а «нефтью сырой».[x] Но зачем Минску скрывать импорт нефти из Казахстана под видом мазута? Эксперты отмечают, что такое прикрытие является типичным для контрабандного экспорта через Казахстан беспошлинной российской нефти. [xi]

«Сырой мазут» казахстанского разлива

Согласно соглашению между Москвой и Астаной, российские нефтяники имеют право вывозить сырье в Казахстан беспошлинно - для переработки на местных НПЗ. На самом деле существенная часть углеводородов реэкспортируется оттуда в третьи страны. На границе контрабандный вывоз оформляется как экспорт мазута, якобы полученного при переработке российского сырья в Казахстане и уплачивается казахстанская экспортная пошлина на мазут – в разы меньшая, чем российская пошлина на нефть. Недоплачивая половину экспортной пошлины, предприимчивые экспортеры могут получать стандартную прибыль, продавая контрабандную нефть на 30% дешевле мировой цены.[xii]Участники рынка иронично именуют схему экспортом «сырого мазута».

В последние годы реэкспорт российской нефти через Казахстан достиг таких масштабов, что в октябре Москва ввела полный запрет на железнодорожные поставки углеводородов в эту страну.[xiii] Но эти меры коснутся, в основном, лишь мелких контрабандистов.

Российские ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании) реэкспортируют сырье, поставляемое по трубопроводам (6 миллионов тонн в год), причем не только под видом мазута, но и при помощи свопа с казахстанскими производителями.[xiv] В отличие от мелких контрабандистов, получающих за такую деятельность тюремные сроки[xv], крупные компании, экспортирующие «сырой мазут», сталкиваются с крайне либеральным отношением властей.

Так в прошлом году инспекторы ФТС в Новороссийске сделали химический анализ казахстанского мазута, который партиями до 60 тысяч тонн поставлялся танкерами в НПЗ болгарского Бургаса[xvi], и установили, что на самом деле это – российская[xvii] сырая нефть.[xviii] Ущерб государству от недоплаченной пошлины за арестованную партию (30 тыс. тонн). был оценен почти в 7 миллионов долларов. Прокуратура, однако, посчитала указанную сумму недостаточной для заведения уголовного дела о контрабанде, и ограничилось административным расследованием (указание неправильных данных в транcпортных документах). Но вскоре и административное дело было закрыто «в связи с недостаточностью доказательств вины юридического лица»[xix] - ошибся, мол, декларант нечаянно – с кем не бывает?

Российский «сырой мазут»

Российская нефть экспортируется под видом мазута не только из Казахстана, но и напрямую – через порты России, Прибалтики и Украины. Согласно аудиту, проведенному Счетной Палатой РФ, в 2009 году экспорт «сырого мазута» из России составил 10 миллионов тонн.[xx] Но это, видимо, лишь вершина айсберга, поскольку не учитывает операций, совершаемых под прикрытием принадлежащих ВИНКам НПЗ. К примеру, Киришский НПЗ ежегодно перерабатывает до миллиона тонн «сверх своей проектной мощности».[xxi] Основные объемы киришского экспорта идут в Таллиннский порт, который официально сырую нефть не переваливает с 2007 года. Но более 500 тысяч тонн в месяц мазута кем-то отправляется из Таллина в США на танкерах, предназначенных для перевозки сырой нефти[xxii].

«Транспортировка мазута танкерами, предназначенными для перевозки сырой нефти (crudeoiltankers) иногда практикуется. Но, в отличие от «продуктовозов» (oilproductstankers), которые стандартно перевозят мазут, крупнотоннажные crudeoiltankers, как правило, не оснащены системами подогрева, необходимыми для того, чтобы не дать мазуту застыть в грузовых баках. Поэтому, использование crudeoiltankersв холодное время года для перевозки мазута на дальние расстояния является рискованным и используется лишь в отдельных случаях», - объясняет представитель судоходной компании MinervaMarinaЯмиас Джанопулос.[xxiii]

Однако, при экспорте из Таллинна, владельцы упомянутых танкеров этого риска не боятся. Возможно, потому, что мазут, который они перевозят, соответствует химическим параметрам сырой нефти.

«Сырой мазут» и Беларусь

До утраты нефтяных преференций Минск также активно занимался реэкспортом углеводородов из РФ. В 2009 году через Беларусь только официально было реэкспортировано 2 миллиона тонн российского бензина и дизельного топлива.[xxiv] О реэкспорте сырой нефти под видом белорусского мазута можно лишь догадываться. Похоже, что потеряв в прошлом году официальные нефтяные льготы, Минск договорился с некоторыми российскими партнерами о поставках беспошлинного российского сырья в Беларусь иными маршрутами.

Так, например, в январе этого года «Сургутнефтегаз», который снабжает белорусские НПЗ по трубопроводам «Дружба», активно искал дополнительные маршруты поставок в Беларусь нефти Юралс. В частности, компания договорилась о перевалке в украинском порту «Южный»[xxv] - для дальнейшей транспортировки сырья в Мозырь. Причина была в том, что в январе «Транснефть» приостановила поставки в Беларусь из-за очередного конфликта между Москвой и Минском[xxvi], поэтому дружественным Беларуси нефтяникам пришлось искать способы доставить туда нефть конфиденциально -  через третьи страны.

Венесуэльский своп

В прошлом году венесуэльское издание ElNacionalсообщило, что во время визита в Каракас Лукашенко вел переговоры о закупке венесуэльской нефти с 30%-ой скидкой – по цене «сырого мазута», причем представители Венесуэльской нефтяной компании допускали такую возможность только при использовании свопа.[xxvii]

Участники рынка, коментируя цену венесуэльской нефти для Беларуси и схему ее доставки, также указывают на высокую вероятность того, что поставки осуществляются по свопу с российскими ВИНКами.Необходимость данной операции, очевидно, была вызвана тем, что поставки миллионов тонн «сырого мазута» в Беларусь напрямую, на фоне политического конфликта между Москвой и Минском, могли вызвать санкции Кремля против контрабандистов.

Вместо этого, российские друзья Лукашенко продолжают экспортировать «сырой мазут» в Америку, но продают его там с 30%-ой скидкой Венесуэле, которая использует сырье на своих НПЗ в США[xxviii] или  перепродает своим американским клиентам.Взамен Каракас по той же цене отправляет в Беларусь аналогичные объемы своей легкой нефти марки «Санта Барбара», используя танкеры, которые доставляют в США российское сырье.[xxix] По прибытии в Таллинн танкеры из Венесуэлы, как правило, там же получают новый груз и везут его обратно в США. [xxx]

Таким образом, партнеры доплачивают по 30-60 долларов на тонне нефти[xxxi] за обратный фрахт до Америки, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного сырья из РФ, за которые Минск платит на 200-250 долларов меньше мировой цены.

Должок

Потери российского бюджета от поставок «сырого мазута» в Беларусь могут превышать 500 миллионов долларов невыплаченных экспортных пошлин только за прошлый год.[xxxii] В прошлом году – убытки намного больше.  Ведь согласно подписанным ранее своп-контрактам, российские ВИНКи продолжают поставлять дешевый «сырой мазут» Венесуэле, которая, в свою очередь, продолжает отправлять в Беларусь танкеры с «Санта-Барбарой». Одновременно Минск расплачивается с поставщиками «сырого мазута», позволяя им реэкспортировать аналогичные объемы углеводородов через Беларусь.

По информации участников рынка, Беларусь в этом году импортировала из России 2,7 миллиона тонн дизельного топлива и прямогонного бензина.[xxxiii] На нефтебазах белорусской компании «Трайпл» в нефтепродукты добавляется 0,2% спирта, что, согласно белорусскому законодательству, позволяет реэкспортировать их в третьи страны беспошлинно - под видом биодизеля и бензина-ратворителя.[xxxiv] Учитывая, что в РФ такая смесь облагается стандартной пошлиной на нефтепродукты, потери ФТС от данной схемы реэкспорта составили за январь-октябрь более 600 миллионов долларов.[xxxv]

И это не считая вероятного реэкспорта российской сырой нефти под видом белорусского мазута. Так в октябре Белорусская нефтяная компания заключила с оператором литовского порта Клайпеда беспрецедентно крупный контракт на перевалку мазута – 2,2 миллиона тонн за год – в три раза больше, чем годом ранее.[xxxvi] Весь этот объем отдан на откуп «Лукойлу»,[xxxvii] который, вывозит оттуда часть белорусского мазута танкерами для сырой нефти.[xxxviii] Судя по всему, таким способом Минск расплачивается не только за «сырой мазут», но и за азербайджанскую нефть, которую «Лукойл» поставляет в Мозырь по трубопроводу Одесса-Броды.[xxxix]

Правда, основные объемы каспийского сырья Минску продает «Бритиш Петролеум» – оператор и крупнейший акционер месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», где добывается 80% азербайджанской нефти. В прошлом году вице-премьер Беларуси Виталий Семашко подписал в Лондоне[xl] контракт, согласно которому  британская компания поставляет в Беларусь сырье AzeriLightпри посредничестве SOCARTrading– торговой «дочки» Государственной нефтегазовой корпорации Азербайджана (ГНКАР). Одновременно «Бритиш Петролеум» получает в балтийских портах мазут белорусских и российских НПЗ, часть из которого вывозится в США на данкерах для перевозки сырой нефти.[xli]

Примечательно, что российская «дочка» «Бритиш Петролеум» - ТНК-ВР, ведущая против своей материнской компании войну в России, оказалась с ней по разные стороны баррикад и в Беларуси. Судя по гневным репликам Лукашенко, российские совладельцы Мозырского НПЗ в Беларуси – ТНК-ВР и «Газпром-нефть», поставлять свой «сырой мазут» Минску отказались. "Если хоть одна копейка уйдет на ту сторону (российским акционерам завода), пеняйте на себя, – инструктировал Лукашенко руководителя Мозырского НПЗ относительно переработки «альтернативной нефти» – Им не надо было перерабатывать нефть и прибыль не была нужна»[xlii], – свирепствовал белорусский лидер, вспоминая несговорчивость «плохих нефтяников».

Зато для «хороших нефтяников» белорусский руководитель не скупится на почести и награды. К примеру, в прошлом году, в разгар нефтяного конфликта между Минском и Москвой, Александр Лукашенко наградил главу «Лукойла» орденом «Дружбы народов»[xliii]. В этом году -  владелец «Русснефти» получил калийные месторождения в Беларуси. [xliv]

Недавно Александр Лукашенко с благодарностью заявил, что поставками своей нефти Венесуэла и Азербайджан помогли Беларуси сохранить независимость.[xlv] Очевидно, речь шла о готовности Уго Чавеса и Ильхама Алиева предоставить политическое прикрытие контрабандным сделкам Минска с российскими нефтяниками. А оплачивает всю эту любовь российский бюджет и счет его потерь идет на миллиарды долларов.

 

----------------------------------------------------------------

[i]Импорт из Венесуэлы только за январь-август текущего (2011) года составил 838 миллионов долларов (вдвое больше, чем в прошлом году - до возвращения российских нефтяных преференций), из Азербайджана - 617 миллионов (увеличение в 142 раза). Практически весь импорт Беларуси из этих стран  - сырая нефть.

Источник Белорусский статистический комитет, Докладо внешней торговлеБеларуси за январь-август 2011, стр. 20

http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2011_9/8.pdf

[ii]Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬЗА ЯНВАРЬ-ОКТЯБРЬ 2011 ГОДА

http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi_2011/01_10itogi

Загрузить XLфайл по ссылке на странице

В закладке «импорт» - ВЭД код товара 27, значение в столбике «К» - кол-во тонн из стран СНГ «минус»  значение в столбике «О» - кол-во тонн из России

[iii]Около миллиона тонн венесуэльской нефти пришло в этом году в Беларусь через эстонский порт Мууга

http://naviny.by/rubrics/economic/2011/11/16/ic_news_113_380755/

[iv]Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬЗА ЯНВАРЬ-ОКТЯБРЬ 2011 ГОДА

http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi_2011/01_10itogi

Загрузить XLфайл по ссылке на странице

В закладке «импорт» - ВЭД код товара 27, столбик «G» - кол-во тонн из стран вне СНГ

[v]Согласно данным Национального статистического комитета, Беларусь в мае 2010 года импортировала 79,8 тыс. тонн нефти из стран дальнего зарубежья по цене 656 долларов за тонну.

http://afn.by/news/i/138506

Для сравнения - в мае 2010 средняя мировая цена на нефть сорта Brent составляла 77 долларов за баррель или 566 долларов за тонну

http://fx-commodities.ru/category/oil/

[vi]ПАО «Укртатнафта» приступит к переработке венесуэльской нефти с месторождения «Санта Барбара». Об этом OilNews сообщил источник, близкий к руководству Кременчугского НПЗ.

http://oilnews.com.ua/news/article3908.html
 

[vii]«По информации пресс-службы «Нефтехимика Прикарпатья», сейчас работа предприятия даже на относительно дешевой венесуэльской нефти нерентабельна.»

http://www.analitik.org.ua/rus/current-comment/ext/4d3ea18852427/pagedoc1095_2/

[viii]«Нами были организованы приемка, хранение и переработка альтернативных видов нефтяного сырья, в том числе венесуэльской нефти, казахстанского мазута и печного топлива из России», — отметил на форуме заместитель главного технолога «Нафтана» Алексей Вегера. По его словам, благодаря принятым мерам к настоящему времени объем переработки фактически восстановлен.  Новополоцкому заводу удалось выйти на рентабельность 3—4%, хотя еще по итогам первого квартала 2010 года этот показатель составлял минус 0,5%.

В настоящее время в качестве альтернативных источников белорусские нефтепереработчики активно используют мазут, печное топливо и вакуумный газойль. Ежемесячный объем их переработки двумя заводами составляет около 200 тыс. т. В совокупности с венесуэльской нефтью это позволяет решать вопрос загрузки мощностей и стабильной работы предприятий.»

http://export.by/resources/izdaniya_i_publikacii/belorusskaya_neftepererabotka_poisk_alternativnih_.html

[ix]«Налаживание с мая 2010 года поставок казахстанских нефтепродуктов для вторичной переработки на белорусских нефтеперерабатывающих заводах привело к росту импорта из Казахстана в 5,4 раза.»

http://www.belta.by/ru/articles/dossier/K-vizitu-Prezidenta-Belarusi-v-Kazaxstan_i_432.html

[x]Телеграммыкомиссии по тарифным вопросам Белорусской железной дороги

27.09.2010

«Дополнительный коэффициент 0,7 на ввоз в Республику Беларусь из Республики Казахстан нефти сырой»

http://www.rw.by/index.php?option=com_content&view=article&id=1119:--07----------&catid=24:2009-12-01-16-46-00&Itemid=45

27.09.2010

«Тарифные ставки на вывоз нефтепродуктов, выработанных из казахстанской нефти»

http://www.rw.by/index.php?option=com_content&view=article&id=1117:-------------01102010--31122010&catid=24:2009-12-01-16-46-00&Itemid=45

12.10.2010

«В связи с поступающими запросами разъясняется:

фиксированные тарифные ставки, объявленные письмом от 24.09.2010, применяются на вывоз нефтепродуктов, выработанных из казахстанского сырья, со станций Новополоцк, Барбаров»

http://www.rw.by/index.php?option=com_content&view=article&id=1263:2010-10-12-11-18-05&catid=24:2009-12-01-16-46-00&Itemid=45

24.01.2011

«Ввоз на станции Новополоцк, Барбаров из Республики Казахстан нефти сырой.»

http://www.rw.by/index.php?option=com_content&view=article&id=1936:2011-01-24-12-13-50&catid=24:2009-12-01-16-46-00&Itemid=45

[xi]Под видом мазута из Казахстана вывозится только российская нефть. Казахстанскую сырую нефть под видом мазута не экспортируют, поскольку в Казахстане, в отличие от РФ, экспортная пошлина на нефть ниже, чем на нефтепродукты. Размеры пошлин смотри в следующей сноске.

[xii]Цена нефти Юралс в декабре 2010 – 630 долларов за тонну

http://www.ngfr.ru/statistic.html

Экспортные пошлины на нефть за декабрь 2010 (долларов США за тонну)

Нефть сырая: в РФ – 303,8, в Казахстане – 20.

Темные нефтепродукты: в РФ – 116,9, в Казахстане – 66,47

Аргус Рынок Каспия стр.2 (загрузить по ссылке «скачать пример» )

http://www.argus.ru/caspian_market_pdf.html

Экономия на пошлинах при экспорте нефти из РФ под видом казахстанского мазута = (303,8-66,47) = $237 за тонну = 38% от мировой цены

Экономия на пошлинах при экспорте нефти из РФ под видом российского мазута = (303,8-116,9) = $191,9 = 30% от мировой цены

[xiii]«Россия ввела запрет на ж/д поставки нефти в Казахстан... Запретить железнодорожный импорт российского сырья хотело министерство нефти и газа Казахстана для борьбы с его реэкспортом в третьи страны без уплаты таможенных пошлин.»

http://www.tks.ru/logistics/2011/10/24/0002/print

[xiv]В статье по приведенной ниже ссылке речь идет об уголовном деле 2000 года – по реэкспорту российской нефти через Казахстан при помощи свопа. Тюменская нефтяная компания (ныне – «ТНК-ВР») беспошлинно поставляла нефть из России казахстанской компании «Казтрансоил». «Казтрансоил» отправлял эквивалентные объемы казахстанской нефти, которая экспортной пошлиной не облагалась, на Лисичанский НПЗ в Украине, принадлежащий ТНК.

http://www.novayagazeta.ru/data/2002/60/13.html

[xv]В РФ два бизнесмена осуждены условно за попытку провесци сырую нефть в Беларусь под видом газоконденсата

http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_34_aId_408864.html

[xvi]«ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас» — крупнейшее нефтеперерабатывающее производство Балканского полуострова и единственный НПЗ в Болгарии. На 100% принадлежит российской компании.

http://www.rbcdaily.ru/2011/08/02/tek/562949981011846

[xvii]В данном деле говорится о неуплате российской экспортной пошлины.

[xviii] «Правоохранительные подразделения ФТС России пресекли крупный канал контрабанды сырой нефти с территории Таможенного союза»

Пресс-релиз ФТС РФ http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6983:%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A4%D0%A2%D0%A1%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B8%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%B9%20%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B8%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%B0%20&catid=57:2011-01-24-16-45-21&Itemid=2055

[xix]Телефонный ответ на запрос в ФТС России: «Дело закрыто, в связи с недостаточностью доказательств вины юридического лица»

[xx]«объем экспортируемого мазута превысил суммарный объем его производства и импорта на 10 млн. тонн в то время, когда потребление и экспорт сырой нефти сократились на такой же объем. Такое положение обуславливает необходимость проведения соответствующих проверок возможных поставок за рубеж не только одних нефтепродуктов под видом других, но и сырой нефти под видом мазута.»

http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSF_NEW201110141341/VSF_NEW201110141341_p_004.htm

[xxi]«Единственный НПЗ компании в Киришах загружен с превышением проектной мощности. В прошлом году КИНЕФ переработал 20,43 млн тонн сырья, официально имея возможность перерабатывать лишь 19,8 млн тонн нефти в год»(2010)

http://www.ngfr.ru/article.html?067

«По объему переработки нефти в 2005 году завод вышел на рубежи, превышающие его проектную мощность, - переработано 18,3 млн. тонн нефти».

http://www.surgutneftegas.ru/oil/about/

Переработка нефти на КИНЕФ 2005-2009

http://www.surgutneftegas.ru/ru/oil/wokr/

[xxii]Рейсы из Таллина в США танкеров, предназначенных для перевозки сырой нефти, за январь 2011

Общий тоннаж груза указанных рейсов = 465 тыс. тонн

Сокращения: TA = TransAtlantic, USG = United States Gulf, USAC = United States Atlantic Cost

MINERVA HELEN 100 000 12.01.2011 TALLINN TA WS 120/10 KOCH

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1808:reported-fixtures-in-tankers-for-05-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

CAP FELIX 130 000 18.01.2011 TALLIN USG RNR KOCH

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2344:reported-fixtures-in-tankers-for-10-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

ATLAS VOYAGER 100 000 22.01.2011 TALLIN USAC RNR CLEARLAKE

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2742:reported-fixtures-in-tankers-for-12-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

CAP ROMAULD 135 000 25.01.2011 TALLINN USG WS 62,5 CLEARLAKE

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2938:reported-fixtures-in-tankers-for-13-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

Указанный перечень рейсов не является полным.

[xxiii]ТелевонноеинтервьюсYammias Giannopulos, operations manager, Minerva Marina. Tel. +30 210 8907500

[xxiv]В 2009 году в Беларусь из РФ было поставлено - 1.3 миллиона тонн бензина (стр.10), около 700 тыс тонн дизельного топлива стр. 9.

«Аргус Нефтетранспорт», февраль 2011

http://www.argusmedia.com/Petroleum/Crude/~/media/Files/PDFs/Samples/Argus-RussianNefteTransport.ashx

[xxv]«По данным участников рынка "Укртранснафта", контролирующая терминал в Южном, предлагала "Сургутнефтегазу" услуги по перевалке сырья в порту по цене $10/т в январе, когда компания искала маршруты поставок объемов Юралс, преднанзначавшимся для белорусских НПЗ.

Тогда ставку на услуги перевалки удалось снизить то $7/т, однако "Сургутнефтегаз так и не воспользовался возможностью перевалки в Южном"»

«Аргус Нефтетранспорт», февраль 2011, стр 4

http://www.argusmedia.com/Petroleum/Crude/~/media/Files/PDFs/Samples/Argus-RussianNefteTransport.ashx

«Сургутнефтегаз» не воспользовался разработанным маршрутом, поскольку в конце января белорусско-российский спор о премиях был урегулирован и компания начала поставлять беспошлинное российское сырье в Беларусь по трубопроводам.

«Правительство РФ в этом году определило 5 поставщиков нефти в Беларусь в текущем году. Это - ОАО "Газпром нефть", ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз" и "Роснефть". Свою сбытовую сеть в Беларуси имеют ОАО "Газпром нефть", ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ.»

http://belmarket.by/ru/115/65/8983/

[xxvi]«Российские нефтяные компании до 25 января не поставляли нефть в Беларусь, несмотря на подписанные и ратифицированные соглашения по Единому экономическому пространству (ЕЭП)

Москва и Минск накануне нового года начали переговоры о формуле цены на беспошлинную нефть для Беларуси на 2011 год»

http://www.interfax.by/news/belarus/86840

[xxvii]«Известная венесуэльская газета El Nacional в понедельник распространила информацию о том, что президент Лукашенко запросил скидку в 30% от рыночной цены венесуэльской нефти, т.к. такова была скидка, которую его страна получала от России до 31 декабря 2009 года.»

http://bdg.by/news/economics/12538.html

Оригинал статьи в ElNacional,  25.10.2010

http://economia.noticias24.com/noticia/37863/aseguran-pdvsa-pierde-us-600-millones-por-rebaja-en-la-venta-a-bielorrusia/

[xxviii] Таможенная декларация США 11 июня 2010. Нефть российской экспортной марки (REBCO); Получатель – CITGO– «дочка» Венесуэльской нефтяной компании, владеющая рядом НПЗ в США; порт отправления – Гданьск; порт доставки - Лейк Чарлз, Луизиана; отправитель – CNPCАктобе («дочка» Китайской нефтегазовой корпорации, владеющая в Казахстане Шымкентским НПЗ и рядом месторождений); трейдер – Союз Пептролеум – швейцарско-дагестанская компания, связанная с Транснефтью. Экспорирует из Гданьска нефть Юралс, поступающую по «Дружбе», для казахстанских производителей, Татнефти и Башнефти.

http://www.importgenius.com/suppliers/souz-petrolem-sa-o-b

Согласно участникам рынка, высока вероятность того, что существенная часть казахстанской нефти, которую CNPCотправляет в США, экспортируется компанией по свопу для российских ВИНКов, которые взамен поставляют беспошлинное сырье из РФ на Шымкентский НПЗ.

[xxix] Танкер MINERVA ELEONORA 7 февраля привез груз нефти из Таллина в США, 9 февраля – зафрахтован для транспортировки венесуэльской нефти в Таллин

Сайт tradewindsnews указывает дату фрахта, причем первая цифра означает месяц. Сайт hellenicshippingnews указывает ожидаемую дату доставки, причем первой цсфрой обозначается день.

MINERVA ELEONORA 80 02/09 PLC/TALLIN 2.2 M PDVSA

http://www.tradewindsnews.com/tankers/article575727.ece

MINERVA ELEONORA 100 000 07.02.2011 TALLIN TA WS 80 KOCH

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=4805:reported-fixtures-in-tankers-for-25-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

Сайт tradewindsnews указывает дату фрахта, причем первая цифра обозначает месяц. Сайт hellenicshippingnews указывает ожидаемую дату доставки, причем первой цифрой обозначается день.

[xxx] Танкер Самра Алхалей 29 января привез 80 тыс тонн венесуэльской нефти в Таллин, 12 февраля привез 100 тыс тонн из Таллина в США для трейдера CLEARLAKE, дочерней компании Гунвор (USAC = United States Atlantic Cost)

SAMRAA ALKHALEEJ 80 000 29.01.2011 PLC TALLINN USD 1,39 M PDVSA

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2938:reported-fixtures-in-tankers-for-13-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

SAMRAA ALKHALEEJ 100 000 12.02.2011 TALLIN USAC RNR CLEARLAKE

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=5008:reported-fixtures-in-tankers-for-26-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

[xxxi]Танкер MINERVAROXANNE зафрахтован в августе 2010 года за 1,05 млн долларов для доставки венесуэльской нефти в Одессу

Стоимость транспортировки одной тонны = $1,05 млн / 80 тыс тонн = 13 $/т * 2 = $26

MINERVAROXANNE80 14/08 CBS/ODESSA$ 1050' PDVSA

http://www1.hymarkets.com/html/news/2010/8/17/1282055066nLDE67G1JQ.html

Танкер MINERVAELEONORAзафрахтован в феврале 2011 года за 2,2 млн млн долларов для доставки венесуэльской нефти в Таллин

Стоимость транспортировки одной тонны = $2,2 млн / 80 тыс тонн = 27,5 $/т *2  = $55

MINERVA ELEONORA 80 02/09 PLC/TALLIN 2.2 M PDVSA

http://www.tradewindsnews.com/tankers/article575727.ece?service=printArticle

[xxxii]Разница между экспортной пошлиной на сырую нефть и тёмные нефтепродукты в апреле 2010 года (на начало альтернативных поставок нефти в Беларусь) = 423,7 - 197,9 = 225,8 доллара за тонну

http://www.rg.ru/2011/03/28/neft-anons.html

Разница между экспортной пошлиной на сырую нефть и тёмные нефтепродукты в декабре 2010 года = 303,8 - 116,9 = 191,9

http://quote.rbc.ru/commodities/news/2010/11/30/33067408.shtml

Минимальный импорт в Беларусь контрабандной нефти в 2010 году = 2 миллиона тонн венесуэльской нефти и 700 тыс тонн казахстанского мазута (реальный контрабандный импорт - выше, поскольку включает в себя и российский "мазут", импортированный через Прибалтику , но точной цифры по этому объему нет)

Примерные убытки ФТС от поставок "альтернативной нефти" в Беларусь = (225,8 + 191,9) / 2 * 2,7 млн = 564 млн долларов США

[xxxiii]Данные группы Аргус медия, полученные по телефону

Импорт российских нефтепродуктов в Беларусьза январь-октябрь 2011

Нафта (прямогонный бензин)– 1 280 тыс тонн

Дизельное топливо– 1 324 тыс тонн

Мазут– 187 тыс тонн

Белорусский статистический комитет включает в импорт нефтепродуктов из России еще около миллиона тонн транзитного дизтоплива, которое поступает по трубопроводу в Гомель и идет далее через Беларусь в Вентспилс с уплатой надлежащих экспортных пошлин

[xxxiv]«Биодизель производится на ОДО "Белнефтегаз" с российского дизельного топлива с примесью 0,2% биодобавок, пишет "Коммерсант-Украина". По белорусскому законодательству, такая смесь не облагается экспортной пошлиной, тогда как пошлина на обычные виды топлива составляет 216 долларов за тонну»

http://auto.tsn.ua/news/neftetreydery-nachali-import-besposhlinnogo-biodizelya-iz-belarusi.html

По этой схеме Беларусь экспортирует более 90% завозимых из РФ нефтепродуктов. Об этом мне сообщили участники рынка на условиях анонимности. Источники могу назвать в устной беседе.

[xxxv]Экспортная пошлина на светлые нефтепродукты в январе 2011 = 226,2 долл. за т.

http://www.oilru.com/news/224154/

Единая экспортная пошлина на нефтепродукты в декабре 2011 = 268,3 долл. за т.

http://www.rg.ru/2011/12/01/poshlina-anons.html

Примерный убыток от реэкспорта 2,7 миллионов тонн светлых нефтепродуктов через Беларусь = (226,2 + 268,3) / 2 * 2,7 млн = 668 млн долларов США (учитывая особые пошлины на бензин, реальные убытки – выше)

[xxxvi]«Литовский нефтетерминал Klaipedos nafta заключил контракт с Белорусской нефтяной компанией (при участии дочерней компании «Трансхема») на перевалку в 2011-2012 гг. в Европу 2,25 млн т белорусского мазута, который производится Мозырским и Новополоцким НПЗ для экспорта.»

http://oilnews.com.ua/news/article12122.html

[xxxvii]Торговое подразделение "Лукойла" LITASCO выиграла тендер Белорусской нефтяной компании (БНК) на экспорт мазута Мозырского НПЗ, мощностью в 323 тыс баррелей в сутки с октября 2011 по сентябрь 2012, сообщают трейдеры, и сможет забирать грузы в литовском порту Клайпеда. Компания сможет отбирать до 2,1 миллиона тонн.

Lukoil trading arm Litasco has won Belarusian oil company BNK's tender to export fuel oil from the 323,000 b/d Mozyr refinery between October 2011 and September 2012, traders say, and will load the cargoes at the Lithuanian port of Klaipeda. It can load up to 2.1mn t

http://www.accessmylibrary.com/article-1G1-269924810/litasco-wins-mozyr-fuel.html

[xxxviii]Сводки танкерных фрахтов:

AEGEAN POWER 100 08/09 KLAIPEDA/UKC 80 LITASCO

Танкер "AEGEAN POWER",зафиксирован  8.09.2011,груз 100 тыс. тонн, пункт отправления - Клайпеда, назначения - Великобритания/Европейскийконтинент, владелец груза - LITASCO, торговая "дочка" "Лукойла",

http://www.tradewindsnews.com/tankers/article586810.ece?service=printArticle

ТанкерAEGEAN POWER предназначен для перевозки сырой нефти (crude oil tanker)

http://www.portarrivals.com/vsl.asp?item=240594000

[xxxix]11 февраля в порту "Южный" принят второй танкер с легкой нефтью сорта "Азери Лайт" (Azeri Light) объемом 85 тыс. тонн. Разгрузка танкера "SEAOATH" завершена 12 февраля, а 13 февраля начата перекачка нефти в направлении белорусского Мозырского НПЗ.

http://www.oilcapital.ru/news/2011/02/151029_164082.shtml

Информация об этом рейсе в сводках фрахтов:

SEAOATH           80 000     06.02.2011             CEYHAN              ODESSA               RNR       LITASCO

Танкер SEAOATH пункт отправления: Джейхан, назначения: Одесса, владелец груза: LITASCO – торговое подразделение «Лукойла»

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=5741:reported-fixtures-in-tankers-for-31-january-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

[xl]«Я был пару дней назад в Лондоне, Женеве, решали эти проблемы. И решили, подписали соответствующие документы, что будем оптимизировать еще схемы. Будут так называемые своп-схемы", - сказал Владимир Семашко»

http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Belarus-optimiziruet-sistemu-postavok-nefti-iz-Venesuely-blagodarja-svop-sxemam---Semashko_i_534400.html

[xli] NORDIC GRACE 130 000 12.10.2011 TALLINN USG W72 BP

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=50757:reported-fixtures-in-tankers-for-05-october-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

CAPE BARI 130 000 22.10.2011 TALLINN TA W100 BP

http://www.hellenicshippingnews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=52032:reported-fixtures-in-tankers-for-12-october-2011&catid=22:daily-tanker-indices&Itemid=230

OLYMPIC PROSPECT, 80 000, 19.04.2011, KLAIPEDA, UKC, WS 100, BP

http://www.hellenicshippingnews.com/News.aspx?ElementId=845e14d3-0d9a-43e5-bbd3-6e6981e95ace

NORDICGRACE, CAPEBARI, OLYMPIC PROSPECT– танкеры, предназначеные для перевозки сырой нефти (crudeoiltanker)

http://www.portarrivals.com/vsl.asp?item=257364000

http://www.portarrivals.com/vsl.asp?item=538090174

http://rtdr.org/news/ru/logistics/sovcomflot_adds_olympic_prospect_to_its_fleet.html

[xlii]« Вся прибыль от переработки венесуэльской нефти на Мозырском НПЗ должна остаться в Беларуси, несмотря на то, что более 40% акций завода принадлежит российским акционерам, заявил белорусский президент.»

27.04.2010

 http://www.belmy.by/articles/news/good/11091.html

Названные компании полностью исполняли официальную квоту российских поставок нефти в Беларусь, поэтому речь, видимо шла об отказе перерабатывать на белорусских НПЗ дешевый «сырого мазут». 

[xliii]«А.Лукашенко наградил главу компании "ЛУКОЙЛ" В.Алекперова орденом Дружбы народов»

02.09.10

http://www.interfax.by/news/belarus/78426

[xliv]«В придачу к белорусским недрам с бесценным ресурсом в виде калийных удобрений российский миллиардер Михаил Гуцериев получит в Беларуси и более прозаичный, но от этого не менее интересный актив – площадки под застройку отелей и другой недвижимости.»

http://www.realty.ej.by/business-building/2011/10/06/gutseriev_s_plemyannikom_zastroyat_belarus______.html

[xlv]«Руководитель Белоруссии констатировал: поставки нефти из Азербайджана и Венесуэлы в непростое время заслуживают самой высокой оценки. Лукашенко заявил Эюбову: "Вы нас просто защитили и спасли нашу независимость и суверенитет, также как и Венесуэла".»

http://novostink.ru/sng/21547-lukashenko-suverenitet-i-nezavisimost-belorussii-spasli-azerbaydzhan-i-venesuela.html

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera