СюжетыКультура

Новогодние каникулы — битва сиквелов

Они возвращаются!

Этот материал вышел в номере № 01 от 11 января 2012
Читать
Каждый Новый год 31 декабря зритель вместо бани идет к волшебнику Бекмамбетову, который прилетает на голубом вертолете из-за океанского далёка и дарит целлулоидный эликсир счастья. Эликсир, настоянный на хвое, безобидном абсурде, отчасти позаимствованном из городского рязановского кинороманса «Ирония судьбы»...
Изображение

Рождественские праздники — манна небесная для продюсеров. Бесконечно-беспечные каникулы, раблезианское обжорство, марево алкогольных паров, неукротимый стон поджелудочной… Пора в кино.

Посещаемость кинотеатров в начале января нарастает вертикально, поддерживая устойчивый миф: главное не качество фильма, а время его выхода. Правда лишь отчасти. Главное — реклама в разнообразном смысле слова. Вариантов много. От оглушающего зрителя трубного зова на отдельный фильм Первого канала, типа «Высоцкий…» («Высоцкий» — спасибо прокатчикам — «живет» в кинотеатрах с конца ноября, его мошна рекордно разбухает, и всеобщий закон «две недели на киноэкранах» для него не писан)… До модного понятия «франшиза», когда первый фильм работает в качестве рекламного трейлера для последующих «серий».

Они возвращаются! Причем безостановочно. Нынешние каникулы уже провозгласили схваткой сиквелов — крупнотиражных блокбастеров «Миссия невыполнима 4: Протокол фантом» и «Шерлок Холмс: Игра теней». Роберт Дауни-младший и Джуд Лоу в очередном фильме о британских сыщиках устраивают мальчишник в духе Гая Ричи (красавчик Ватсон — Лоу, несмотря на насмешки брутального Шерлока — Дауни-младшего, все же женится). Значит, не обойдется без стрельбы, погони с цыганами и скорострельными пулеметами за злодейским профессором Мориарти (Джаред Харрис). Ради спасения старого мира невесту доктора Ватсона находчивый и отважный Холмс ловко выбросит из окна летящего на всех парах поезда. Мальчишник так мальчишник!

Сиквелом можно считать и неотразимую новогоднюю премьеру «Девушку с татуировкой дракона». Экранизации Финчера (опутавшего планету «Социальной сетью») предшествовал не только бешеный успех «Трилогии Миллениум» Стига Ларссона, левацкого бульварно-криминального романа, переведенного почти на 50 языков, но и успешная шведская, весьма добросовестная его киноадаптация. Американцы не стали дожидаться и, заручившись поддержкой шведов, британцев и немцев, перевели на «голливудский язык» популярнейший детектив (заметим, лишь первую книжку толстющей трилогии, что открывает простор для долгоиграющей франшизы). Финчер добавил ядерной динамики неторопливому ритму истории, вязнущей в скандинавских политико-экономических дебрях и проблемах. Уплотнил интригу расследований продвинутых журналистов и их вольнонаемных помощников-хакеров, натурально руками разводящих черные тучи над королевством. При этом сохранил атмосферу напряженности, внутреннего конфликта, распирающего благополучное шведское общество, зараженное коррупцией. Приоткрыл завесу тайны чопорных семейных родов, показал скелетов в шкафах одиноких особняков на пустынных островах.

В мастерски закрученной интриге в криминальный сюжет вплетены актуальные социокультурные проблемы, наркоторговля, история шведского нацизма и экстремизма, рост немотивированного насилия. Финчер — отличный интерпретатор, его беспроигрышная ставка — на взаимоотношения главных действующих лиц: журналиста-расследователя Михаеля Блюмквиста (Крейг) и его помощницы — пирсинговой хакерши Саландер (открытие фильма — свежий образ, созданный Руни Мара). Феминистка, аутистка, бисексуалка, хроническая жертва насилия. Расследование исчезновения (гибели?) внучатой племянницы богача Вангера сближает героев во всех смыслах слова. Действие мчится со скоростью «Кавасаки», на котором рассекает географические и виртуальные просторы вездесущий неукротимый зверек Саландер. Она — эмоциональный узел фильма. Динамический оксюморон: жертва и мститель, дракон и голубка, притягательно-отталкивающая, бессловесно-взрывная. Состоящая под опекой государства вершительница судеб своих опекунов. Мара в высвеченных бровях, с затравленным, по-детски беззащитным взглядом — неподражаема.

Следовательно, слоган фильма She's coming будет еще не однажды претворен в жизнь.

Что касается наших соотечественников, то они приняли на вооружение формулу успеха: сиквел — старый кинодруг лучше новых двух. Самым успешным каникулярным сиквелом оказались очередные «Елки», проверенная новогодняя франшиза от Тимура Бекмамбетова. Каждый Новый год 31 декабря зритель вместо бани идет к волшебнику Бекмамбетову, который прилетает на голубом вертолете из-за океанского далёка и дарит целлулоидный эликсир счастья. Эликсир, настоянный на хвое, безобидном абсурде, отчасти позаимствованном из городского рязановского кинороманса «Ирония судьбы». «Какая гадость, эта ваша заливная рыба», — кривится с экрана телика в фильме «Елки 2» неувядаемый Ипполит. Бекмамбетов поставляет к новогоднему столу вариации на тему «С любимыми не расставайтесь» разного качества, но с очевидными задачами: порадовать зрителя и… сорвать кассовый новогодний куш.

В нынешние праздники продюсер буквально заселил репертуар фильмами. На экранах помимо полюбившихся народу «Елки 2» фантастический триллер «Фантом» (американцы «рулят» в Москве, разрушаемой инопланетянами), а также полнометражный мульт «Смешарики» (сопродюсером студии «Петербург» была студия «Базелевс» того же Бекмамбетова).

Есть отдельные неплохие скетчи, есть сквозная линия, но сделано на скорую ногу. Ощущение, будто все шесть новелл снимались в одном павильоне с разными новогодними задниками: от Астаны до Красной площади. «Елки» вторые, как и первые, — путешествие по большой доброй стране, в которой простых скейтбордистов любят больше, чем депутатов, в которой стеклянные звезды вроде Веры Брежневой отвечают на призыв сердца простых таксистов. В общем, страна — большая елка, мы на ней — ветки с родственниками-иголками. Артисты словно елочные игрушки: Светлаков, Ургант, Брежнева, Федоров, Безруков, Алферова, Вержбицкий, Куценко, Меньшов, Петренко-старший. Вместо звезды на макушке — «ЗГ», зеленый горошек, который много-много радости влюбленным принесет. Без которого новогодний оливье — песня без баяна. Жаль, хвоей не пахнет, «елка» — искусственная. Но народ фильм принял с воодушевлением. Что собственно и было предречено хитроумным профи Тимуром Нуруахитовичем Бекмамбетовым, нашим засланным казачком в Голливуде. То есть их засланным казачком в России. При бюджете пять с лишним миллионов долларов «Елки» вторые обещают заработать больше первых («Елки 1» принесли в новогоднем «мешке» почти 23 миллиона долларов).Вот парадокс. У наших режиссеров неудачнее всего получаются ромкомы, и в то же время именно отечественные романтические комедии пользуются у отечественного зрителя наибольшим успехом. Необъяснимо. Впрочем, не поддается же объяснению ритуал смотреть «Иронию судьбы» под Новый год — обычай, который никак не разгадает француз из фильма «Елки 2».

Что же касается сиквелов, оглянитесь — кругом старые знакомцы: «Смешарики. Начало» (головастые кругляши перебрались из телика на экран), «О чем еще говорят мужчины». «Квартет И» поработал над сценарием новой мрачной новогодней комедии да еще по-товарищески за небольшие гонорары помог с диалогами богатырской франшизе от питерской студии «Мельница». Анимационные богатыри, поднаскучившие зрителю, неузнаваемо преобразились в сказочных Ивана-дурака, Серого Волка, темную личность Первого министра и Русалку, навязчиво соскальзывающую с дуба на цепного Кота («Иван-царевич и Серый Волк»).

Долгоиграющая франшиза — главный формат российской действительности. Своими сиквелами обзавелись не только Малаховы с Масляковыми. Жириновский-2 устроился в кресле зампреда Думы. Распределением же главных кресел российской политики ведает самая настоящая франшиза, озадачивающая миллионы зрителей, населяющих страну. 4 марта состоится премьера ее очередной серии — триквела «Президент Владимир Путин». He's coming!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow