СюжетыОбщество

Хактивисты наступают

Третья мировая война уже идет — пока в киберпространстве Ближнего Востока

Этот материал вышел в номере № 08 от 27 января 2012
Читать
Суммарный объем атак в 2011 году по различным политическим и патриотическим мотивам, согласно подсчетам «Лаборатории Касперского», составил 14–15% от всего их количества. Но если 2011 год в целом прошел под знаком роста числа политически активных хакеров — хактивистов, то один только январь 2012 выявил главную точку роста этой активности, которой стал Ближний Восток...
Изображение

Суммарный объем атак в 2011 году по различным политическим и патриотическим мотивам, согласно подсчетам «Лаборатории Касперского», составил 14–15% от всего их количества, что в абсолютном исчислении дает более 100 тыс. случаев атак и взломов. Но если 2011 год в целом прошел под знаком роста числа политически активных хакеров — хактивистов, то один только январь 2012 выявил главную точку роста этой активности, которой стал Ближний Восток.

В начале 2012 года хакер под ником 0xOmar (то ли из Саудовской Аравии, как он утверждает, то ли из ОАЭ, как говорят израильтяне) опубликовал данные более 20 тысяч кредитных карт израильтян, пользующихся услугами интернет-магазинов. 9 января арабские хакеры взломали сайт заместителя министра иностранных дел Израиля Дани Аялона, пообещавшего найти и наказать 0xOmar. В ответ они только повысили активность: 16 января группа хакеров провела массированную атаку на сайты крупнейшей авиакомпании El Al и финансовой биржи Тель-Авива. В тот же день хакеры пытались прорваться в базу данных одного из крупнейших банков Израиля. Арабские сетевые партизаны даже получили идеологическую поддержку от известного мусульманского проповедника доктора Тарика Ас-Сувейдана, который призвал арабо-исламских хакеров к объединению с целью проведения киберджихада против Израиля.

Ответы израильтян не заставили себя ждать — 10 января последовала месть израильского хакера, не слишком оригинально назвавшего себя 0xOmer, который опубликовал данные сотен клиентов интернет-магазинов из Саудовской Аравии. К нему присоединился хакер Ганнибал, 17 января опубликовавший данные 30 тысяч (по другим сведениям — 100 тысяч) пользователей социальной сети Facebook, принадлежащих арабам по всему миру. В тот же день израильские хакеры заявили, что в ответ на атаку тель-авивской биржи им удалось нарушить работу саудовской фондовой биржи — Saudi Stock Exchange (Tadawul) и биржи ценных бумаг Abu Dhabi Securities Exchange (ADX). Саудовские власти в заявлении, опубликованном 18 января, факт нарушения работы бирж не подтвердили, но заявили, что в настоящее время для защиты от атак применяются усиленные меры сетевой безопасности. В прессе даже появились свидетельства о мобилизации израильских хакеров — пишут, что в израильской армии в экстренном порядке сформировали специальный кибербатальон из 300 хакеров (их немедленно окрестили «спартанцами»).

Как ни странно, но при неизменно высокой напряженности в отношениях между арабскими странами и Израилем еще несколько лет назад киберпространство на Ближнем Востоке было для политически озабоченных хакеров практически нетронутой целиной. Обозреватель «Ленты.ру» полагает, что причиной этому было небольшое число и малая квалификация хакеров (с арабской стороны) и отсутствие у противника достойных целей (со стороны израильтян). Резко возросшая напряженность в сети на Ближнем Востоке — безусловно, следствие всплеска популярности сетевых ресурсов в исламском мире, особенно возросшей в связи с арабскими революциями 2011 года. Египет, например, стал страной, в которой аудитория Facebook в 2011 году росла самыми быстрыми темпами в мире. Если до времени арабские сетевые активисты ограничивались простыми демонстративными акциями, вроде взлома сайта партии «Наш дом — Израиль» в 2009 году, то в 2011 году в арабском мире прорезались относительно квалифицированные кадры, и, несомненно, напряженность будет только нарастать.

Но у арабо-израильского сетевого конфликта есть одна особенность, которая отличает его от активности хактивистов в остальном мире. За взлом сайтов Пентагона или Нью-Йоркской фондовой биржи можно очень больно получить по ушам. Множество стран мира, даже не слишком сочувствующих Америке, будут вынуждены помогать правоохранительным органам США в ловле преступников — что подтверждают, например, многочисленные аресты по всему миру летом 2011 года хакеров из группы Anonymous, ставшей объектом всеобщего сочувствия за поддержку движения Occupy Wall Street и выступления против антипиратского закона SOPA. А практически недоступные для американцев хакеры из Китая в основной своей массе имеют на плечах погоны Народно-освободительной армии (что ни разу не было подтверждено официально, но никто в мире в этом не сомневается), то есть не представляют собой неконтролируемую стихию, как остальные.

А вот Израиль, как известно, находится в состоянии войны с целым рядом арабских стран. И ни на той, ни на другой стороне политики, желающие сохранить поддержку граждан, в сегодняшней ситуации просто не посмеют привлекать хакеров к ответственности. Несмотря даже на то, что в результате действий этих хакеров страдают, в общем, ни в чем не замешанные рядовые пользователи, и на то, что эскалация напряженности вредит обеим сторонам.

Первым одумался израильский министр по делам спецслужб Дан Меридор, который начал почти умолять решительно настроенных киберпартизан прекратить баловство, пока оно не завело слишком далеко. А упомянутый хакер Ганнибал через телевидение призвал своих коллег-соотечественников временно «прекратить кибернетическую войну», мотивировав это тем, что арабские хакеры «в последнее время куда-то исчезли».

Эти, несомненно, здравые призывы говорят о том, что по крайней мере более сильная сторона начинает понимать — хакерство есть разновидность терроризма и ни к чему хорошему не приведет. В истории есть примеры, когда и меньшие поводы приводили к широкомасштабным «горячим» войнам. Сегодняшнюю активность хакеров в мире уже вполне можно квалифицировать как давно идущую третью мировую войну, в которую с ростом количества интернет-пользователей будет вовлекаться все больше и больше народу. Как замечает «Коммерсант», одна только биржа NASDAQ тратит около $1 млрд в год на защиту от хакерских атак, а это расходы вполне военного уровня — во столько же обходится содержание полутора тысяч американских солдат в Афганистане. И если мы не хотим жить в обстановке непрерывного конфликта, стоит подумать о том, чтобы удержать «благие» устремления киберпатриотов в цивилизованных рамках — ведь в законодательстве подавляющего большинства стран мира подобная активность считается преступлением, независимо от того, насколько благими целями руководствовались взломщики.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow