СюжетыКультура

Как выполнить патриотический госзаказ и повеселить публику?

В РИА новостях прошла пресс-конференция, на которой были подведены первые итоги реформы кино

Этот материал вышел в номере № 11 от 3 февраля 2012
Читать
Более всего публика желает смотреть крупнобюджетное кино и комедии. Из новшеств – рост интереса к отечественному мульткино (в этом большая заслуга «богатырской» франшизы). Можно сказать, что благодаря «Высоцкому» в кинотеатры потянулось и старшее поколение. Но устройство мультиплексов приспособлено исключительно для тинейджеровских вкусов...

В 2010 году восемь кинокомпаний получили от государства через Фонд поддержки кино по 250 миллионов рублей, на которые обещали делать востребованное зрителем, при этом «особо ценностное» для стратегии государства кино. В 2011-ом российское кино, словно на батуте, скакало от провала в прокате (на протяжении 10 месяцев эксперты зафиксировали небывалый минимум – менее 10% от общего кинотеатрального сбора, в 2007-ом доля нашего кино была 23%) до вертикальных «подскоков» («хлебные» для продюсеров зимние каникулы подняли долю отечественного кино до невиданных доселе 40%, а среднегодовую до 16%). Оказывается, наши сограждане перед Новым Годом любят теперь ходят не в баню, а на «свое кино».

Общий бокс-офис подрос в прошедшем году на 12% (в 2008-ом рост был интенсивней, составлял 29%, мировые кинодержавы обратили внимание на растущий российский рынок, голливудские компании открыли в Москве филиалы, звезды первой величины начали к нам приезжать, представляя свои картины). При этом обнаружилась опасная тенденция. Растет у нас не количество зрителей, а цены на билеты. И если даже число кинотеатров увеличить вдвое (сейчас активно идет внедрение в жизнь проекта Пичугина-Бондарчука-Сельянова «Киносити» - Внешэкономбанк для строительства 250 мультимедийных центров в малых и средних городах выделяет кредит в размере 2,5 млрд рублей) - общие сборы вырастут не значительно (всего лишь 0,7%). Известно, что платежеспособность наших соотечественников в малых городах России не высока. Можно ли говорить о регулярных походах в кино для семьи с невысоким доходом, если билет выходного дня уже равен 10 долларам?

Семь студий лидеров («Рекунсинама» Валерия Тодоровского и партнеров выпал из пула назначенных мейджоров) сняли 27 фильмов. Кинофонд поддержал также 31 картину «независимых» продюсеров и 23 анимационных проекта.

За зимние каникулы четыре картины: «Высоцкий. Спасибо, что живой» («Дирекция кино»), «Елки 2» (Bazelevs), «Смешарики» (ГК «Рикки») и «Иван Царевич и Серый волк» (СТВ), получившие финансовую поддержку Кинофонда собрали 43% всей кассы российских релизов 2011 года. Две отечественные картины («Высоцкий…» и «Елки 2» вошли в десятку лидеров кинопроката наряду с голливудскими блокбастерами. Топ из 10 отечественных фильмов имеет 78% от общих сборов нашего кино.

Более всего публика желает смотреть крупнобюджетное кино и комедии. Из новшеств – рост интереса к отечественному мульткино (в этом большая заслуга «богатырской» франшизы). Можно сказать, что благодаря «Высоцкому» в кинотеатры потянулось и старшее поколение. Но устройство мультиплексов приспособлено исключительно для тинейджеровских вкусов, в кинозал надо пройти мимо орущих игровых автоматов, надышавшись попкорном.

А вот Топ-10 самых убыточных российских фильмов 2011 года
(по данным журнала «Кинобизнес сегодня»)

  1. «Сибирь. Монамур» — кассовые сборы $22 700 (бюджет $3,5 млн).
    1. «Мишень» — $73 153 ($5,3 млн);
    2. «Дом» — $146 782 ($4,3 млн);
    3. «Жила-была одна баба» — $0,51 млн ($14 млн)
    4. «В субботу» — $138 034 ($3,6 млн);
    5. «Ты и я» — $0,91 млн ($20 млн);
    6. «Утомленные солнцем – 2: Цитадель» — $1,52 млн ($26 млн)
    7. «Ключ Саламандры» — $1,24 млн ($7 млн);
    8. «Мантикора 3D» — $1,67 млн ($6 млн);
  2. «Реальная сказка» — $1,68 млн ($5 млн).

Рядом с авторскими кинороманами, такими как «Жила-была одна баба» Смирнова, «В субботу» Миндадазе, «Мишень» Зельдовича, «Сибирь Монамур» Росса – бессмысленная псевдо-мистика «Мантикора 3D” и криминальная новорусская “Реальная сказка” от Безрукова.

Главный вред репутации российского кино, которая и так ниже некуда, наносят сами кинематографисты. Тем, что снимают плохое кино. Трубно зазывают, размахивая доморощенными звездами, а потом безнадежно разочаровывают. Продюсер Анатолий Максимов говорит об отсутствии санитарного качества наших фильмов в прокате. Потому и распространена среди зрителей формула «Фильм неплохой, хотя и наш».

Главная головная боль для киноиндустрии – кинопоказ. Берусь утверждать, что именно кинопоказчики наносят серьезнейший вред развитию нашего кино. Через заслон их косного вкуса качественному арт-кино не пробиться. Ими руководит исключительно выгода. Кинотеатры забирают 50% дохода от фильма, всячески сопротивляются вводу общего электронного билета, который сделает их прибыль прозрачной (хотя первостепенный кинотеатральный доход даже не кино – а «питание» - буфеты, фастфуд с раздутыми ценами). Какие суммы утаивают кинотеатры от продюсеров– самый главный буржуинский секрет. По словам Максимова «Дирекция кино» (Первый канал) наняла американскую компанию, проверившую лишь один кинотеатр«Палас» в Выборге, выяснилось, что 40% от сборов куда-то подевались. Сегодня продюсеры считают: если у них украли всего 25%- это терпимо. К тому же с нынешнего года кинопоказчики требуют от продюсеров, чтобы они оплачивали не только продвижение кино, печать копий, но и рекламу на кинотеатре. При этом к российским фильмам у кинопоказчиков отношение изначально брезгливое, им лучше не заморачиваться, гнать американский «продукт» – это верняк. Кинотеатр все больше походит на супермаркет. Если отечественный фильм после пары дней показа не дает сборов, он немедленно подвергается «суду Линча», вы не отыщете его в репертуаре.

Судя по пресс-конференции, сами мейджоры, поделившие субсидии, считают реформу «исключительно успешной». Кинофонд сегодня действительно становится рычагом для решения массы назревших в киноиндустрии вопросов: от поправок в законе до тематического программирования и финансирования нашего кино. Крайне важно, что фонд финансирует не только производство, но и продвижение фильмов.

Вместе с тем, вопросов остается множество. И острейших. Было обещано, что после подведения итогов, будет проведена ротация компаний-«лидеров». Среди фильмов, произведенных на деньги Фонда, есть и явные провалы. Сейчас муссируется идея расширения круга «приближенных» к госкормушке – если их станет больше, то за чей счет? Вызывает вопросы и содержательная сторона многих фильмов, обеспеченных госфинансированием. Реальная жизнь современной России, ее умонастроений, пульс сегодняшнего дня мало интересуют наших режиссеров и продюсеров (в отличие от актуального румынского, польского, немецкого кино). Наши кинематографисты большей частью хотят выстрелить сразу в несколько целей: заработать денег, ублажить патриотический госзаказ, повеселить публику. В итоге, попадают в «молоко».

Но самая большая проблема (и самый неприятный для «мейджоров» вопрос) – «возвратность». Нам обещали, что Фонд финансирует «лидеров», и те, снимая успешные проекты, будут часть средств возвращать. По словам руководителя Фонда Сергея Толстикова, пока в Фонд вернулись всего лишь около 100 миллионов рублей. Судя по всему, мейджоров очень устраивает мизерная цифра 5% - для возвратных средств от дохода (от суммы, выданной Фондом). Но щедрая «субсидиарность», безвозвратность рождает психологию нахлебников и безответственность продюсеров. Зачем рисковать своими средствами, деньгами инвесторов, конкурировать с Голливудом, искать общий язык с аудиторий, воспитывать ее, а не ублажать– если ты живешь за чужой счет.

Больше всего вопросов журналистов вызывает политический блокбастер «Август восьмого» о конфликте в Южной Осетии с огромным для российского кино госбюджетом в $16 миллионов. Руководители Кинофонда говорят, что продюсеры фильма будут обязаны вернуть в казну 50% с доходов от вложенных средств. Но пойдет ли зритель на политический боевик с супер-роботом? Узнаем об этом совсем скоро. Премьера намечена на февраль.

P.S. Статистика приведена по материалам компании «Movie Research» и сайта «Кинобизнес сегодня».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow