СюжетыКультура

Под фалдами Амадея

В Зальцбурге продолжается «Неделя Моцарта»

Этот материал вышел в номере № 11 от 3 февраля 2012
Читать
В Зальцбурге продолжается «Неделя Моцарта»
Изображение

Екатерина БЕЛЯЕВА, Зальцбург — Москва

Это один из пяти музыкальных фестивалей, которые ежегодно проходят в этом городе. «Неделя…» идет в конце января и приурочена к дню рождению композитора — 27 января.

Раньше на фестивале играли исключительно музыку Моцарта и его современников, теперь ситуация переменилась: наследие знаменитого уроженца Зальцбурга интерпретируют в контексте современной музыки.

Программу составлял Штефан Паули — один из авторов концептуальной революции на «Неделе Моцарта». Теперь Паули получил контракт в концертном зале Alte Oper во Франкфурте и покидает Зальцбург. Ему на смену идет французский дирижер Марк Минковский и Маттиас Шульц.

Для своего последнего фестиваля Паули заказал главному немецкому хореографу Саше Вальц и французскому композитору Марку Андре хореографический концерт — «gefaltet». Название спектакля говорящее, буквальный его перевод — «сложено». Складки, фалды, кринолины, гофре, плиссе — все эти термины характеризуют пространство Моцарта, галантный XVIII век. Это первый слой смысла. С дефиле замысловатых нарядов из шелка начинает свой хореографический концерт Саша Вальц, компания которой «Саша Вальц и гости» стала постоянным участником на летнем Зальцбургском фестивале.

Тощие люди-манекены плывут из левой кулисы в правую под звуки скрипичного Дивертисмента Моцарта и монотонного женского шепота. Похоже, это страстно шепчет старшая сестра Вольфганга Наннерль, клавесинистка-виртуозка, чью надежду на тихое семейное счастье сгубил тиран-отец Леопольд Моцарт. Благодаря ее записям потомки сложили биографический пазл великого композитора. Наннерль обещала стать главным вундеркиндом Европы, но не случилось: тень более талантливого брата помешала, да и век женской эмансипации еще не наступил. Вальц ввела ее в спектакль как важную героиню, которая продуцирует немую музыку — сухие звуки, не складывающиеся в самостоятельную композицию, но важные для партитуры жизни Моцарта.

Компания молодых моцартов, сальери и гайднов — молодых людей в камзольчиках с фалдами и платьицах со складками — оттанцовывает менуэты, чаконы и пассакалии. Ловкий и пластичный африканский танцовщик в желтой ливрее прыгает выше всех, вращается как волчок. Он нападает на товарищей со шпагой в руках, лихо дерется, но позже выясняется, что ему нравится не только драка, но и свистящие звуки, которые издают шпаги, рассекающие воздух. Получается забавная этимология поэзии смычковых. Главный балетный трюк проделала в «gefaltet» Каролин Видманн — молодая и очень даровитая скрипачка из знаменитого баварского музыкального семейства (ее брат — композитор и кларнетист Йорг Видманн — надежда немецкого музыкального сообщества). Прямо в момент, когда она самозабвенно играет на скрипке, ее подхватывает темнокожий «моцарт», сажает в шпагате на плечо и начинает медленно прокручивать в воздухе. А трио, частью которого являлась Видманн, продолжает себе играть, не делая скидок на то, что артистка должна играть вниз головой. Номер почти превращается в цирковой, но ведь и в мифе о великом композиторе достаточно цирка.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow