СюжетыОбщество

Apple снова хочет «изменить мир»

Теперь и в области книгоиздания

Этот материал вышел в номере № 11 от 3 февраля 2012
Читать
Теперь и в области книгоиздания

19 января компания Apple, следуя заветам своего основателя Стива Джобса, вознамерилась в очередной раз «изменить мир». На этот раз не было представлено никаких новых устройств — Apple всего лишь сделала заявку на лидерство в областях, где ее присутствие до сих пор почти не ощущалось. Это — книгоиздание и выпуск электронных учебников.

Разворот Apple в сторону электронных книг особенно интересен в свете высказывания Джобса несколько лет назад, в котором он утверждал, что «книги теперь никто не читает». В сентябре 2009 года, всего за несколько месяцев до выхода iPad, в интервью New York Times Джобс подтвердил, что не считает электронные книги серьезным рынком. Но и сам отец-основатель, и его компания всегда умели вовремя признавать ошибки.

В апреле 2010 года крупнейший книготорговец США, компания Amazon, заявила о превышении продаж электронных книг над бумажными. В Apple это запомнили, и спустя два с лишним года выдвинули целую платформу для создания и продажи книг — программу для авторов iBooks Author и магазин iBooks. Магазин устроен по принципу iStore, через который продаются программы для устройств Apple — цену назначает автор, но 30% от нее отчисляются компании. Причем продажа книг, как и программ для устройств Apple, возможна только через эти фирменные магазины — помимо iBook разрешается бесплатно распространять только книги и учебники (например, преподаватели могут составлять свои учебные материалы самостоятельно).

Программу для создания книг iBooks Author один блогер сравнил с известной программой Powerpoint для создания презентаций. В iBooks Author можно самостоятельно создавать и простые тексты, и достаточно сложные интерактивные издания, напичканные всяческой «мультимедией». Конечно, самостоятельно, без участия профессиональных художников и верстальщиков, потянуть верстку «навороченного» учебника или научного пособия сможет далеко не каждый, но суть предлагаемой революции не в этом — впервые предложена единая платформа, на которую могут ориентироваться все желающие.

В самой концепции Apple заложены и ее ограничения. iPad достаточно дорог и, что не менее важно, имеет хоть и очень качественный, но традиционный жидкокристаллический экран, который приходится рассматривать с близкого расстояния. В разных странах действуют разные ограничения для определенных возрастных групп, но они имеются даже в США, где ограничения эти самые либеральные. В России, например, в старших классах школы за день можно использовать iPad четыре раза по 15 минут, не более, потому даже в отрыве от цены, устройствам Apple стать базовыми в российском образовании не светит.

Второе ограничение — собственная эппловская доработка открытого формата ePub, ограничивающая его конвертацию в другие форматы и не дающая воспроизводить книги на других устройствах. Самой Apple предусмотрена только конвертация в PDF (который имеет свои особенности и фактически требует отдельную верстку под каждое конкретное устройство), причем «интерактивность» издания при этом во многом теряется.

Но до сих пор все инновации Apple, причем совсем не всегда придуманные именно ею, определяли лицо рынка. В продаже электронных учебников Apple повторяет ход, который когда-то позволил ей перевернуть рынок цифровой музыки, объявив предельную цену на электронные учебники в 14,99 доллара. Это для нас такая цена покажется слишком большой, а в Штатах обычная стоимость нового учебника составляет десятки долларов, и даже подержанные за цену менее 20 долларов в продаже не найдешь. Потому как минимум в США конечная цель компании — завоевать аудиторию школ и университетов — выглядит вполне достижимой. Только за три дня после презентации Apple продала 350 тысяч электронных учебников, и уже ясно, что дело лишь за формальным признанием образовательными инстанциями.

А в остальном мире можно считать неизбежным срабатывание уже проверенного на практике эффекта, когда все ведущие компании пойдут по проложенному Apple пути, начиная углублять, развивать и удешевлять заданную концепцию. И самое важное, пожалуй, тут даже не учебники — именно с презентации Apple можно начинать отсчет начала новой книжной революции. До сих пор в изданиях книг решительно доминировали традиционные издательства — и даже переход в электронную форму ничего в этом плане не изменил. А появление iBook ставит всех желающих в равные стартовые условия. Конечно, процесс рыночной раскрутки никто не отменял, и тут издательства имеют значительное преимущество, но лицо книжного бизнеса неизбежно изменится — за те же три дня приложение iBooks Author было загружено 90 тысяч раз. Лучше будет или хуже — нам сейчас еще непонятно, но то, что будет иначе, не вызывает сомнений.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow