СюжетыОбщество

Slow fashion

Кандидат психологических наук Татьяна Чеснокова: Новая идеология жизни идет на смену безудержному потреблению

Этот материал вышел в номере № 11 от 3 февраля 2012
Читать
Кандидат психологических наук Татьяна Чеснокова: Новая идеология жизни идет на смену безудержному потреблению

— Татьяна, согласитесь, современная экономика ориентирована на безудержный рост потребления. Агрессивная реклама, внушая нехитрую мысль о неразрывной связи успеха с обладанием, буквально вынуждает покупать всё новые и новые вещи. С одной стороны, выдержит ли Земля такой напор? С другой — попробуйте остановить это колесо, и рухнет всё — экономика, а за ней государственное устройство с его институтами, воцарится хаос — и что дальше? Есть ли выход?

— Экономика, ориентированная на безудержный рост потребления товаров, не данность! Это мы, люди, ее так ориентировали. Можем переориентировать. Люди ведь нуждаются не только в вещах, но и в здоровье, образовании, развитии, отношениях друг с другом, отношениях с природой. Нет ничего невероятного в том, чтобы вместо бесчисленных товаров производить услуги во всех этих сферах. Точно так же вместо большого количества все более дешевых товаров можно переориентироваться на более качественные и реже сменяемые вещи. Работы не станет меньше, она просто станет более квалифицированной, людям надо будет больше учиться, а это, кстати, тоже рабочие места — в образовании.

А Земля наш напор уже не выдержала, с 2001 года мы живем в долг — вода, воздух, почва, биоресурсы в течение года не успевают восстанавливаться.

— В России существует чудовищный разрыв в доходах бедных и богатых. Разумное выравнивание и сглаживание этого разрыва — в рамках философии самоограничения и ответственного потребления — предполагает не богатение бедных до уровня богатых, а сокращение аппетитов богатых. Но разве это возможно? И разве можно объяснить задыхающимся в нищете, что им не следует богатеть?

— Богатые люди — рабы имиджа. Так что их-то как раз просто уговорить на что угодно. Например, если мы говорим о технике, почему бы не задуматься о новом тренде — о том, что товары должны модифицироваться, а не выкидываться на помойку. Проходит год, ты идешь в некий условный, скажем Orange, сдаешь туда свой ноутбук и получаешь через неделю модифицированный. И — маленький нюанс — это стоит дороже, чем купить новый. Нет никаких проблем с тем, чтобы сделать модным, «продвинутым» именно такой подход. Какая-нибудь Джоли, какой-нибудь Депп… И пожалуйста, новый тренд — «минимизируй мусор».

— Потребление в России во многом носит демонстративный характер. Не только по типу «не хуже, чем у людей», но — «лучше, чем у людей». Наступит ли отрезвление?

— Потребление — индикатор социального статуса. Такова человеческая природа. Но вот понятия «хуже–лучше» весьма относительны. Сегодня «лучше» — это десять шуб и двадцать пар сапог. Завтра «лучше» будет один супердорогой комплект одежды на пять сезонов из какого-нибудь нанособоля.

— Как внушить российскому потребителю важность экологического аспекта проблемы?

— Потребитель — ипостась более сложной структуры — личности. Люди у нас находятся в состоянии культурной травмы, комплекса поражения. Они себя не любят, не уважают, испытывают комплекс вины и приниженности. Отсюда деструктивное поведение. Если нам не удастся вернуть себе самоуважение, если мы сами себя не полюбим и не захотим стать лучше, то нам придется решать не проблему сортировки мусора, а проблему развала страны.

— На Западе появилась идеология slow fashion. Что эта идеология предлагает потребителю и многие ли ей последовали?

— Главная идея — качество вместо количества. Причем идея качества имеет много измерений. Во-первых, вещь, сделанная в небольшом количестве экземпляров или вообще специально для вас. Во-вторых, отлично сделанная вещь, в которую вложена высококачественная работа настоящего профессионала. В-третьих, вещь, изготовленная на правильном предприятии, которое не вредит экологии, платит людям хорошую зарплату, платит налоги в бюджет. То есть не контрафакт, сделанный в темном подвале несчастными гастарбайтерами, а высококачественная вещь, сделанная уверенными в себе, свободными и счастливыми людьми, гордящимися своей работой. Это дает совсем другую ауру! Все это вместе приводит к тому, что одна вдумчиво купленная качественная вещь может служить несколько лет и заменить собой десяток стандартных. Менять свой облик можно и не меняя одежду, а добавляя аксессуары и меняя самих себя. Что касается количества последователей, то их с каждым месяцем все больше. Наберите slow fashion в интернете, и вы в этом убедитесь.

— Если идти по пути slow fashion, я бы придумала лозунг: «Купи глазами». Цветаева писала: «Как много платьев я сносила в голове». Так что — снашивайте в голове?

— Тут есть где развернуться! Собственно, ведь речь идет не только о вещах, а обо всей идеологии жизни. Есть очень смешной американский сайт — в поддержку девушкам, решившим притормозить с шопингом. Они там поддерживают друг друга так же, как люди, стремящиеся меньше есть или бросить пить. Называется: The Great American Apparel Diet, и подзаголовочек: no buying for one year (никаких покупок в течение года). Там много идей, каким образом воздержаться от ненужных покупок. Думаю, скоро в понятие здорового образа жизни будут входить не только хорошая физическая форма, правильное питание, отторжение курения и пития, но и минималистическое покупательское поведение. Девушка с горой пакетов станет восприниматься так же, как дама с вульгарным перманентом из обесцвеченных волос.

— Ну, а как же быть с желанием новизны? Некоторые даже мебель в квартире регулярно переставляют, не говоря уже об одежде.

— Но ведь можно менять себя, свой стиль жизни, а не оформление внешности, как это называется в психологии. Начать фотографировать, пойти на курсы каллиграфии или гончарного мастерства. Наши «Я» очень многослойны, если там покопаться, можно вытащить на поверхность что-то новенькое, и это придаст жизни новые краски.

— Вы прогнозируете возвращение ценности ручного труда. Но ведь он очень дорог. На чем основаны ваши прогнозы?

— Очень дорог? Почему вы так думаете? У меня дома много гончарных изделий, вручную сделанных на кругу. Каждое — индивидуальное, используется в хозяйстве и стоит вовсе не дорого. Связать своими руками шапку, шарф, перчатки, кофту совсем не дорого, пряжа стоит копейки. Другое дело, что это требует времени — и прежде всего на обучение. Ну, так интереснее же тратить время на это, чем на хождение по гипермаркетам с распродажами китайских товаров.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow